Почему наш город называют столицей русского рока? Иван Уваров изучил антологию этого вопроса: от Петра I до «Сайгона» и Рубинштейна, 13.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь от передовых научных разработок переходим к историческим датам. 13-го апреля весь мир отмечает Международный день рок-н-ролла. Поводом для этой даты послужило следующее событие: 12 апреля 1954 года Билл Хейли записал сингл «Рок круглые сутки».  Эта композиция стала переломной для дальнейшего развития музыкальной индустрии.

И если рок придумали в Америке, то в России столицей русского рока мы считаем наш Санкт-Петербург. Самый рок-н-рольный город нашей страны! Вы только вдумайтесь: само возникновение нашего города было вопреки всему — на болоте, на чужой территории, которая к тому же постоянно затапливалась наводнениями. А тут взяли и построили такой шедевр! Ну чем это не рок-н-ролл? А первым настоящим рок-н-рольщиком можно назвать Петра Первого. По сути, то, что он делал, как он делал и насколько это было невероятно, говоря языком рокеров, — круто. Вот давайте изучим эту тему чуть более подробного. Петербург как рок-н-ролл в репортаже Ивана Уварова. От Петра первого до «Сайгона» и Виктора Цоя».

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Петербург — искусственный, планомерный, четкий город. Жесткий камень придает четкую форму воде. Как ритм музыке. И вот наглядное воплощение этого тезиса. Канал Грибоедова. Вода, гранит. И его изгиб. Это не что иное, как волна. Звуковая. Рок-н-ролл волна».

Рок-н-ролл — это Петербург. Рок-н-ролл — это Ленинград. А значит — сталинский ампир. Да. Так и только так — уверяет меня Ольга Борисовна, архитектор. В прошлом сама рок-н-рольщик. Хотя бывших рок-н-рольщиков и уж тем более рокеров не бывает.

Дом со шпилем на Московском проспекте. Его колонны. По четыре на каждой стороне. Это музыкальный квадрат. Размер четыре четверти. Классический музыкальный размер рок-н-ролла.

Закончился рок-н-ролл — начался рок. Это в музыке. А в архитектуре Петербурга все было наоборот. Сначала в этом городе появился рок. Вот Невский трезубец. Словно три гитары, которые если зазвучат вместе — рождают рок. Прямой, четкий рок.

Такое точно возможно только в самом рок-городе. Симфонический оркестр исполняет «Дым над водой».

В теории музыки есть такое понятие — интервалы. Это две ноты, которые звучат одновременно. Если расстояние между нотами равняется четырем — это кварта. Пяти — квинта. Так вот. Идущие друг за другом кварты или квинты — запрещены классической гармонией. И разрешены только в роке.

Рок — как и рок-н-ролл — протест. Вызов. Несмирение. С любым правилом. В музыке и в жизни. И первым, главным рокером в нашем городе был Пётр Первый. Это же надо пойти против всех законов и построить город на вечном болоте среди вечных туманов! Вот он — образ жизни рок-н-ролл. Образ жизни — рок!

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Рубинштейна 13 — больше чем просто адрес. А это — больше чем просто сцена. На нее 7 марта 1981 впервые вышли те, кого сегодня мы называем легендами русского рока. Так Ленинградский межсоюзный дом самодеятельного творчества превратился в Ленинградский рок-клуб. сокращенно — ЛРК».

Да, есть свердловский рок. Есть московский рок. Но именно Ленинград, как мы помним город-рок, соединил всех. И стал не просто городом четырех революций. Четвертая — случилась с рождением ЛРК. Музыкальная, культурная, которая красной волной, музыкальной рок-волной до сих пор идет по городу.

Угол Невского и Владимирского. Здесь в русском роке рождалось главное. Идеи. И смыслы. За чашкой кофе. Сегодня здесь по-прежнему его варят. Только не маленький двойной. И не по петербургским и уж тем более не ленинградским ценам.

Ленинград, как и во все времена, был первым. И пошел дальше. Совершив благодаря року еще одну роковую революцию. В телеэфире.

Музыкальный ринг, говоря языком современным, — первый баттл. Первая программа, которая впервые выдавала в эфир рок и рок-н-ролл. Немыслимая по тем временам свобода и дерзость.

Вот эти уникальные кадры. Той самой уничтоженной программы. Все по законам рока. Кассету стерли. Но в знак протеста кто-то сохранил исходник. Сохранил историю.

Кинчева, Агузарову, Курехина — всю антологию русского рока зритель видел глазами Бориса Ивановича. В 80-е — главный оператор «Музыкального ринга», который выходил в эфир из этого павильона. Легендарная первая студия в телецентре на Чапыгина. Тогда не было цифровых камер. Но было главное — жажда создавать то, чего еще на отечественном ТВ не было. И, как покажет время, уже не будет.

А потом, вернув телекамеру оператору «Пульса», Борис Иванович вздохнет. И скажет: как все изменилось. В первой — революционной — студии тишина, которую создают эти нагромождения декораций. Телевизионных сериалов. Нет больше Ленинградского телевидения. Нет больше ленинградского рока.

Петербург — город-рок. Бродский — рок-поэт. Неожиданно, но таким его нарекли филологи. Всё дело в размере. Стихотворном размере. Трехударный дольник. Послушайте сами.

Рок — это не только про ритм. Рок — это в первую очередь смысл. И Бродский в этом случае вновь самый рок-н-рольный поэт, уверяет Билли Новик.

Да, в этом репортаже рок-н-ролл и рок стали одним целым. Потому что их объединяет главное — рок, что по словарю Ожегова — не только музыка, но и судьба. А значит жизнь.