Город — это одна экосистема, которая состоит из разных компонентов: зданий, растений, дорог. Каждый год она требует обновлений. Поэтому весной Петербург красят, убирают, моют. Одним словом, благоустраивают. Репортаж Натальи Медведевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Из космоса возвращаемся на землю. И одно из самых заметных событий здесь у нас, на Земле — это приход не календарной, а настоящей природной весны. В среду температура была не апрельская, а июньская. Выше 20-ти градусов. Никогда такого не было за последние 134 года существования нашего города. И одна из примет прихода настоящего тепла в наш город — начинают демонтировать короба со скульптур садов и парков Петербурга. Первыми весенние солнечные лучи увидели скульптуры, украшающие фасад Екатерининского дворца. Скульптуры Летнего сада ещё прячутся в темноте защитных коробов, а царскосельские, образно говоря, уже жмурятся от яркого весеннего солнца.
Это значит — всё, в город пришла весна. И нет сейчас важнее задачи, чем привести всё вокруг в порядок. Как в большом доме после долгой зимы проводят генеральную уборку, так и Петербург сейчас моют, чистят, подметают, убирают. Встречаем 321-ю весну Петербурга со дня основания нашего города. Наталья Медведева расскажет об этом подробнее».
Простая математика петербургской весны. Восемь кубов воды на пять фасадов. Моют строго — сверху вниз. Чтобы вся грязь стекала к цоколю. В планах — отмыть 13 тысяч фасадов. Жилых и нежилых домов. Вот, например, от пыли отмывают Капеллу. Только в Петербурге этот рутинный процесс превращается в искусство.
НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА, корреспондент:
«Больше всего пыли скапливается на зданиях с вот такой кладкой. Она называется руст. Особенно на горизонтальных поверхностях. Только посмотрите, как здесь пыльно».
Пыль поднимают машины. Ее разносит ветром. Мельчайшие частицы оседают на зданиях. Если разложить пыль на молекулы, в составе можно увидеть: кварц, песчаник, гранит, железо, свинец, краску и другие вещества.
Все это сейчас содержится в воздухе. А значит, буквально, мы дышим пылью. За ее количеством в атмосфере следят вот такие станции мониторинга. Одна из них установлена на Елагином острове.
Вся информация о состоянии воздуха — на мониторах. Анализ пыли — это, по сути, анализ ее концентрации в воздухе. Сейчас она не превышает допустимой границы. То есть не опасна. При этом сейчас пыли больше, чем в любое другое время года. И это нормально для любого мегаполиса в апреле.
Пыль в середине весны — это естественное явление для экосистемы крупного города. И чтобы помочь ей обновиться, надо устранить первопричину. Прежде всего, избавиться от пыли в горизонтальной плоскости.
В апреле каждый день на дороги города выезжают 700 машин. Начинают с тротуаров. Моют метр за метром, как бы смахивая грязь на проезжую часть.
В составе шампуня — химически-активные вещества. Они вымывают пыль из асфальта. Предотвращают ее появление. Но Петербург — это не только асфальт. Еще и брусчатка. За ней тоже нужен уход.
Камни с красивым названием «габрадиобас» — на Дворцовой площади выкладывают строго по рисунку. Еще одна примета весны — восстановление брусчатки. Ее не меняют, а обновляют. Перекладывают.
Обновление экосистемы города — это регулярный процесс. Если наши погодные условия не выдерживает даже каменная брусчатка. Как быть с более хрупкими компонентами городской среды?
Каждый год в апреле сады и парки Петербурга закрывают на просушку. Чтобы буквально высушить дорожки после зимы. Причина в их покрытии. Это не асфальт и не плитка. А мелкая гранитная крошка.
Всего две минуты — и вот результат. А если по этим дорожкам пойдет толпа, то покрытие превратится в месиво из камней и грязи. Тогда сад придется закрыть не на месяц, а на два или три — на ремонт.
В нашем городе вообще особое отношение к растениям. После блокады ленинградцы сами высаживали деревья, кустарники цветы. На клумбах — бегонии, бархатцы. И, конечно, петуния. Самый ленинградский, а теперь и самый петербургский цветок.
Все эти цветы в конце мая окажутся на городских клумбах. Сейчас за ними бережно ухаживают. И в оранжереях, и на улице. В конце марта на газон Московского проспекта высыпали ведра белого порошка. Это фосфогипс. Оздоровительный комплекс для растений. Как витамины для человека.
Двор на Московском проспекте. Здесь уже 60 лет живет Андрей Вадимович. А это — его сад. Пару лет назад он восстановил заброшенные клумбы, оформил новые, вместе с соседями посадил деревья и цветы. А теперь каждый день за ними ухаживает.
Андрей Вадимович говорит, цветы и деревья — это не просто элемент благоустройства. У каждого свой характер, капризы, у них меняется настроение. Они как дети.
Петербург — это одна большая экосистема. Все ее части связаны между собой. И каждая — с человеком. Вопросы благоустройства города — это не только вопросы коммунальных служб. Это забота каждого из нас. И если мы будем об этом помнить, у нас действительно получится устроить благо.