Репортаж Ивана Уварова к юбилею классика.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь о знаменательных датах этой недели. Итак, 1 апреля мы отметили юбилей. 215 лет со дня рождения Николая Васильевича Гоголя, одного из самых фантасмагоричных классиков русской литературы.
Он прожил почти 43 года, из них 7 лет — в Санкт-Петербурге. Причём все квартиры, в которых он жил, выходили в угрюмые дворы-колодцы. Типичные глухие петербургские дворы-колодцы. Может быть, эта особенность сыграла какую-то роль в его творчестве, когда Гоголь писал о Петербурге? Может быть. Но абсолютно очевидно, что Гоголь создал из Петербурга целую вселенную. Ничуть не менее увлекательную, чем мультивселенные «Марвела» или DC. Более того, вполне очевидно, что Акакий Акакиевич Башмачкин, по сути, стал прототипом Джокера задолго до голливудских фильмов. Не верите? Мы вам сейчас это докажем на основании проведённого художественно-биографического исследования творчества Гоголя в Санкт-Петербурге. Иван Уваров проиллюстрирует эту мысль».
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Там Гоголь плавает. Да. Гоголь обыкновенный. Отряд гусеобразные. Семейство утиные. «Ходить Гоголем. Горделиво и самоуверенно. Закинув голову назад». Как эта утка. Про то, что Гоголь — это вид утки, как-то забыли. Гоголь для нас — это, в первую очередь, Николай Васильевич. И уж он точно Гоголем прошелся и по всей русской литературе, и особенно по Петербургу».
Петербург. Вселенная, которую придумал Гоголь. Придумал. Сам в нее поверил. И заставляет верить нас, когда мы читаем его произведения, место действия которых наш город. Итак. Один день из жизни гоголевской Вселенной, имя которой Петербург.
Пока цирюльник Иван Яковлевич за завтраком находит в хлебе нос, я вслед за носом по Невскому проспекту ранним утром отправляюсь в библиотеку. В руках Дмитрия — ведущего специалиста РНБ — уникальная книга 1829-го года. Подлинник. Поэма «Ганс Кюхельгартен». Первое в жизни Гоголя издание его произведения, которое он опубликовал под псевдонимом Алов.
Вглядитесь в этот портрет. Вот таким молодой Гоголь за год до издания своей первой книги приехал в Петербург. И первым делом отправился на Мойку. Знакомиться со своим кумиром — Пушкиным. Дверь открыл лакей.
Это потом Пушкин будет называть Гоголя подарком судьбы. А Гоголь встречу с Александром Сергеевичем — поворотной. А после смерти они вообще станут родственниками. Об этом в юбилейные дни Гоголя вспомнили в единственной в Петербурге библиотеке имени Гоголя.
В общем, дальние, но все-таки родственники. Петербург Пушкина так не похож на Петербург Гоголя. И вот в чем главная причина.
ИВАН УВАРОВ, корреспондент:
«Девяносто седьмой, поворот во двор, в третьем этаже направо. Помните, Хлестаков, отсылая письмо в Петербург, указывает этот адрес? Сейчас это Малая Морская, 17. Здесь Гоголь прожил 3 года. Вот там, на третьем этаже. С видом во двор. Каменная геометрия. Унылый, замкнутый вид. Поэтому и Петербург у Гоголя соответствующий. Он вообще никогда не жил в этом городе с видом на улицу. Только во двор».
Малая Морская. С 1902-го по 1993-й — улица Гоголя. Здесь днем я встретил Владимира Дмитриевича. Доктор филологических наук. Он всю свою профессиональную жизнь посвятил не просто творчеству Гоголя, а Вселенной Петербурга, созданной Гоголем.
А еще Владимир Дмитриевич мне шепнул: за Гоголем недаром водится образ мистика. Он предвидел будущее. И предсказал образы, сюжеты, героев 21 века. И действительно. Перечитывая, например, «Шинель» в образе Акакия Акакиевича мы видим Джокера. Маленького человека. Мир, вокруг которого враждебен. И он тоже начинает мстить.
Невский проспект, в котором главное — не человеческие отношения. Да и не сам человек, а лишь внешняя оболочка. Успеха, роскоши, богатства. Это если по Гоголю. Но ведь это не что иное, как «Огни большого города» с Чаплиным. Разочарование от мнимого блеска и лоска столицы.
Да, и все это еще в 19 веке придумал Гоголь. Ему бы жить сегодня. И писать сегодня. Точно стал бы самым модным и популярным сценаристом мира.
«Женитьба» образца 21 века. В Театре на Фонтанке Подколесин ищет свою половинку на сайте знакомств. Вот еще одно доказательство того, что Гоголь предвидел будущее. Даже такое — виртуальное.
Поговорить о спектакле с актером Андреем Шимко нам не дал внезапно взорвавшийся софит. Или это был сам Николай Васильевич? Мистика — вот что происходит по Гоголю каждым петербургским вечером.
В Александринском этим вечером тоже дают «Женитьбу». На коньках. Вот такая вселенная Гоголя в интерпретации режиссера Фокина.
Два мира петербургской «Женитьбы». Два мира Гоголя. Главное — он всегда актуален. И заставляет нас поверить даже в самую свою невероятную вселенную. Вселенную Петербург.
Умирая, Гоголь оставит нам последнее свое произведение. Завещание. «Не смущайтесь никакими событиями, какие ни случаются вокруг вас. Делайте каждый своё дело… Будьте не мёртвыми, а живыми…»
Он завещал все, что у него есть, матери и сестрам. А нам — оставил свои великие произведения. И свою Вселенную, которой наш город обязан ему появлению неповторимого и почти нереального образа — Петербург Гоголя.