Город Санкт-Петербург, а область Ленинградская. Мы два отдельных субъекта Российской Федерации. Но что нас связывает? В экономическом, инфраструктурном, туристическом и культурном плане? И почему городу и области друг без друга не обойтись? Репортаж Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Если мы затронули эту тему — развитие туриндустрии Петербурга, — то, конечно, нам надо смотреть в сторону и Ленинградской области, объединять наши усилия в этом плане. Да, и сейчас и область, и город очень тесно взаимодействуют друг с другом. Об этом и два губернатора говорят постоянно — Александр Беглов и Александр Дрозденко, — и Президент Владимир Путин, который даже обозначил это взаимодействие между двумя субъектами федерации таким термином, как «петербургская агломерация». И вообще, очень часто в политических кулуарах возникает эта тема — тема объединения Петербурга и Ленинградской области.
Но мы сейчас не будем рассматривать вопросы территориально-административного устройства Российской Федерации. Давайте поговорим более широко о нашем сотрудничестве. Вот, с 1991-го года, когда Ленинград был переименован в Петербург, существует такой топонимический парадокс — город Санкт-Петербург, а область — Ленинградская. Надо ли его исправить? И что будет, если Петербург станет Ленинградской областью, а Ленинградская область — частью Петербурга? Антон Цуман продолжит тему».
АНТОН ЦУМАН, корреспондент:
«Здесь начинается город Санкт-Петербург. Но стоит перейти на другую сторону дороги, и мы оказываемся уже в другом субъекте федерации — Ленинградской области. Формально граница вот она, но на самом деле мы связаны сильнее, чем привыкли считать».
Действительно, до революции единая Санкт-Петербургская губерния уже в 27 году разделилась на город республиканского значения Ленинград и Ленинградскую область. Вот карта тех лет, когда в составе Ленинградской области были и нынешняя Тверская и Новгородская и даже Мурманская область. А если проследить в динамике, как развивался Ленинград, то вот как его границы менялись на протяжении 20 века. Расширяясь сначала на юг, а после и на север. И развился настолько, что видимой границы между городом и областью почти нет.
Типичная картина у станции метро Девяткино. 6 вечера, час пик. Жители области возвращаются с работы домой. Метро — транспорт городской, но сама станция находится не в Санкт-Петербурге, а в городе Мурино, Ленинградской области. Жительница соседней деревни Лаврики Галина работает в Петербурге, как и тысячи других пассажиров стоит в очереди на маршрутку. Транспорт, который в ходе реформы исчез из Петербурга, но не из Ленобласти.
Такое явление специалисты называют маятниковой миграцией. На примере нашего региона это значит, что жители населённых пунктов области едут в город на работу. В свою очередь, жители города едут в область на дачи и в садоводства. Так циркулируют потки людей, так циркулирует и совместная экономика двух субъектов федерации.
Город Гатчина, в советское время в этих цехах располагалось крупнейшее в Ленинградской области швейное объединение. Теперь здесь, в области, тоже располагается производство одежды. Но под брендом из Санкт-Петербурга.
Генеральный директор Валентина Миронова начинала своё дело с двух ателье на Васильевском острове. С 2008-го наладила производство в области. И такой логике следуют многие предприятия. Здесь, в Гатчине, легче найти тех же швей — в городе есть профильное училище. А в Петербурге — дизайнеров, менеджеров и оптовиков. Вот они — два крыла, на которых и держится совместная экономика.
В советские времена отношения между Ленгорисполкомом — по факту правительством города — и Леноблисполкомом — правительством области — можно было назвать, скорее, конкуренцией. Вот кадры с выставки «Ленинград. Вчера, сегодня, завтра» 1978 года, которую тогда называли «малым ВДНХ», в Смольном соборе. Но на ней не было ничего связанного с соседней областью. Но в то же время было и понимание, что Ленинграду не решить продовольственную проблему без многочисленных совхозов за его пределами.
А вот кадры из совхоза в Шушарах. С крупным свиноводческим комплексом. Тогда это была Ленинградская область. Сегодня — Санкт-Петербург, и на территории бывших совхозных полей высятся новостройки. Так что и в наши дни сельское хозяйство практически полностью сосредоточено на территории соседнего субъекта.
Лариса Пухлякова — владелец одного из более чем 700 крестьянско-фермерских хозяйств области. Специализируется на производстве молочных и мясных продуктов. Рассказывает — экономическая модель бизнеса такого рода во многом типична. Пространство для развития есть только на территории области, а вот эффективно сбывать продукт труда можно лишь в Петербурге.
Именно поэтому развитие транспортной сети в интересах двух субъектов становится не просто важным, а критически важным. И не случайно уже на высшем уровне обсуждаются такие проекты, как КАД-2 — второе автомобильное кольцо, призванное разгрузить транспортные потоки. Эта трасса ещё в стадии проектирования, но контуры новой транспортной реальности можно увидеть уже сейчас.
Да, вопрос, как будем ехать в город и область, несомненно, важный. Но не менее важен и ответ на вопрос, куда и зачем. И одна из главных составляющих — туризм. По статистике прошлого года в Петербург из Ленинградской области приехало 100 тысяч туристов. Это 5% от общего количества. Да, центром туристической привлекательности остаётся Петербург. Но свои точки притяжения появляются и за его границами. Не конкурируя, а, скорее, дополняя петербургские.
Гатчинский дворец. Учреждение культуры Санкт-Петербурга, но находится на территории области. В городе, который уже стал её административной столицей. И сюда так же, как в Петергоф или Эрмитаж, приезжают туристы со всей страны.
И это лишь одна из многих точек, которые появились на музейной карте окрестностей Петербурга. Соседний посёлок Рождествено теперь известен не только усадьбой Набокова, но и Международным центром реставрации, введённым в строй год назад. А расположенный чуть восточнее посёлок Сиверский станет не просто туристическим объектом.
Согласно планам, на месте этих оставленных военными капониров разместится здание аэровокзального комплекса, сюда же планируется подвести и железнодорожную ветку от Гатчинского направления. В то же время, к северу от Петербурга уже полным ходом строится аэропорт Левашово. Всё ближе и ближе та реальность, когда на дачу можно будет не только съездить, но и слетать.
Но важнее транспортных связей между городом и областью — связи культурные. И вот одна из них.
Театр на Литейном. Один из самых любимых и посещаемых ценителями искусства. Да, как следует из названия, расположен он в самом сердце Петербурга. Но не каждый заметит на его фасаде красноречивую надпись — Ленинградская область.
Директор театра Сергей Морозов рассказывает — театр подчинялся Леноблисполкому исторически, с момента основания в середине 40-х. И в нынешней реальности театр финансируется за счёт бюджета Ленинградской области, а налоги платит по юридическому адресу — в бюджет Санкт-Петербурга. Но зато все предпремьерные показы первым увидит именно областной зритель.
И именно благодаря этим связям о Петербурге и Ленинградской области теперь даже на совещании говорят не иначе как термином «Петербургская агломерация». То есть территориальным образованием, когда два субъекта объединяются для решения общих задач. И вот один из примеров, где подобное взаимодействие крайне необходимо.
С 2017 года комитеты Санкт-Петербурга и Ленобласти спорили, решали, судили — кто в ответе за участок Красное село — Виллози. Да, выяснилось, что это субъект федерации город Санкт-Петербург. Да, в Комитете по благоустройству отчитались: дорогу в самое ближайшее время ждёт ремонт. Но и городу, и области можно было потратить эти годы не на спор, кто виноват, а сообща решить что делать. Ведь этой дорогой пользуется и фермер, и дачник, и городской житель.
Вот один из примеров того, почему отношения между городом и областью должны быть тесными. Депутат законодательного собрания Ленинградской области Сергей Еремеев поясняет. И Петербург и Ленинградская область уже давно живут в реальности сотрудничества. Сам термин «агломерация» не подразумевает объединения управленческих структур. И хотя такой процесс в теории возможен, он требует долгого и вдумчивого анализа.
Да, те экономические и политические условия, в которых сегодня живёт наша страна, всё отчётливее требуют понимания — эпоха нового территориального административно-территориального устройства становится новой реальностью. Когда ясен принцип — в одиночку не выжить никому. Поэтому путь развития Петербурга и Ленинградской области идёт в едином направлении. А как гласит народная мудрость, идти вместе всегда легче, чем порознь.