Репортаж Полины Ганичевой.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«И давайте продолжим эту тему — мы и наша взаимосвязь с природой, с погодой. Вот, например, недавно мы отметили День весеннего равноденствия. Очень важное событие, потому что испокон веков в этот день люди встречали уже настоящую весну и начинали готовиться к новому сезону полевых работ. Но давайте посмотрим на весну не как на время года, не как на начало каких-то полевых или садово-парковых работ, а посмотрим на весну с другой точки зрения.
Весна как эмоция. Весна как чувство. Или предчувствие чего-то нового и большого. Например, предчувствие любви. Полина Ганичева очень детально изучила эту увлекательную и интересную для каждого из нас тему».
Весна, солнечная она или пасмурная, аномальная или совсем обычная — это всегда-по-другому. Буквально. Другие гормоны, природный цикл, свет и цвет. И противостоять этим изменениям невозможно. Весна уже в городе. Она меняет нас. Ведь это не время в календаре, а вполне конкретное ощущение. Любви. В самом широком смысле слова.
Просторная двушка одной бобриной семьи в гатчинском музее-заповеднике. Для животных это время самое важное. Бобрихе нужно успеть родить. Не до 35-ти, а уже к апрелю-маю.
Известный всем как биолог и любитель животных Павел Глазков, в «прошлой» жизни (до резиновых сапог и камуфляжа) работал в институте Отта. Изучал генетику человека. Но любовь животных оказалась интереснее.
ПАВЕЛ ГЛАЗКОВ, кандидат биологических наук, блогер:
«Во-первых, у них искренно всё. У животных нет секса! Вот у людей есть секс, а у животных нет. Объясняю, почему. Потому что люди сближаются в 99,9% случаев ради получения удовольствия. Животные с такой же вероятностью, только наоборот: они сближаются исключительно для продолжения рода. Самцы искренне дерутся. Потому что в животном мире (и человек не исключение) выбирают всегда самки. Да, мы там хорохоримся, деремся, себя как-то пытаемся показать, но самки всегда выбирают».
Бобры — однолюбы, лисовины способны растить чужих детей-лисят, а кто-то в этом животном мире даже готов умереть за любовь. И пусть в Петербурге и Ленобласти март — это ещё зима, у животных всё по своему календарю.
Сестрорецк. Первое свидание на капоте. Сначала он поёт ей серенаду, а потом, по правилам, должен сделать подношение. Веточку или камень. Но такого широкого жеста никто не ожидал! Высокие отношения!
Синий мост. Первый пленэр без грелок в карманах. Но лак от холода всё равно ещё сворачивается. Над Исаакием — серо, а на этюде Фёдора Жукова — солнце. Он изображает не март, а его ощущение. И воспоминание.
ФЁДОР ЖУКОВ, член Санкт-Петербургского союза художников:
«Со своей женой познакомился как раз 1-го марта. Общались, переписывались. Прогулялись, потом договорились поехать на пленэр на неделе».
И в первых мартовских полотнах ещё нет ярких красок и контраста, но это другое время и другое чувство. Вернее, предчувствие любви.
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Роден. «Вечная весна» выглядит вот так. А откуда вообще возникла эта корреляция? Весна и любовь: почему мы связываем два этих понятия? 1827 год. Дмитрий Менделеев ещё не родился, а Александр Пушкин уже уместил в одной строфе целую цепочку химических реакций».
Весна, весна, пора любви,
Как тяжко мне твое явленье,
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови…
Отделение психиатрии Института мозга. Здесь каждую весну — без шуток — начинается обострение. Поток пациентов. В том числе, с несчастной любовью. И искать эту болезнь нужно именно там, в головном мозге…
Многие считают, что у любви есть точная формула. Это окситоцин и дофамин — действительно участвующие в любви «приятные» гормоны. Но повысить их уровень в организме можно и другим путем. Например, с помощью пищи или спорта. Значит, формула не точна. Отметаем.
На самом деле, любовь рождается в конкретной части нашего мозга — прилежащем ядре. Там находятся нейроны, чувствительные к тому самому дофамину. Когда мы влюбляемся, получаем удовольствие — дофамина становится больше. Так много, что эта зона начинает перестраиваться. Там появляется больше рецепторов. А время на перестройку, когда мы привыкаем к такому количеству удовольствия — это и есть конфетно-букетный период. Так что не любовь, а влюбленность живет 3 года. И это максимум.
ВАЛЕРИЯ СЕРАЗЕТДИНОВА, заведующая отделением психиатрии Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой:
«Можно сравнить, наверное, период влюбленности с таким небольшим гипоманиакальным состоянием, потому что, конечно же, в эти моменты мы активны, нам горы по плечо, нам море по колено. Если, конечно, это любовь, которая доставляет нам страдания, то здесь — сродни депрессивных состояний».
И лекарство от влюбленности тоже существует. Препараты от психических расстройств. Но пока одни пытаются избавиться от патологии, другие мечтают об этом сезонном заболевании.
Офис школы соблазнения. Перед нами, по сути, завуч. Дмитрий Опарин. Сюда приходят те, кто хочет научиться знакомиться с противоположным полом или добиться взаимного чувства от конкретного человека. Как ходить, говорить, даже как смотреть на свидании — об этом только за отдельную плату. А вот бесплатный совет: как запомниться ей или ему.
ДМИТРИЙ ОПАРИН, эксперт по знакомствам:
«Якорь — это такое состояние. Ты, как в игре, сохраняешься в тот или иной момент и снова воспринимаешь это состояние, в котором ты был. Вот о тактильности. Ты там обнял девушку, поцеловал. И потом можешь начать с этого… Сохраняемся, чтобы не набирать заново».
В кофейне на Владимирской площади к любви подошли как к стартапу. Когда из России исчезли главные приложения для знакомства, они предложили всем одиноким кофе. Хотите — оставайтесь в кафе и ждите следующего «свободного» посетителя. Или гуляйте со стаканчиком по городу.
АЛЕКСЕЙ МОСТОВЩИКОВ, владелец кофейни для знакомств:
«У нас была история, что бабушка приходила за кофе, взяла розовый стаканчик себе. Не знаю, по приколу или нет. Но бабушка пошла, попила кофе. И, возможно, дедушку уже нашла себе».
К весне, особенно в Петербурге, невозможно привыкнуть. Каждый луч солнца в марте — это всегда чудо. Ровно так же каждый раз мы удивляемся и радуемся новому чувству. Даже самые опытные, рациональные и циничные. Потому что весна и любовь — это те два феномена, которые напоминают нам, зачем мы живём.