В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Анна Апонасенко, заместитель заведующей Отделом научной документации Государственного Эрмитажа и Алиса Мезенцева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Николай Растворцев, ведущий: Сегодня в центре нашего внимания картина Тобиаса Верхахта «Вавилонская башня». После Великой Отечественной войны она поступила в музей как произведение неизвестного художника, но в XXI веке в процессе реставрации и искусствоведческим исследованиям шедевр перестал быть безымянным. По фламандской традиции картины такого плана писали обычно двое художников. Один писал башню или пейзаж, а второй отвечал за фигуры. В данном случаем мы видим уникальный пример мировой истории искусства. Авторов было четверо. Как и по каким признакам мы сегодня узнаем, к какой части шедевра прикасался тот или иной мастер?

Алиса Мезенцева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Картина поступила в Эрмитаж как произведение неизвестного фламандского художника XVI века. С самого начала было понятно, что она написана несколькими художниками, и высказывались различные предположения об атрибуции. Благодаря проведенной реставрации, когда был снят слой пожелтевшего лака, удалось сделать правильную атрибуцию. В результате мы установили, что основные части композиции — башня и пейзаж — написаны знаменитым фламандским пейзажистом Тобиасом Верхахтом, учителем Рубенса. Его панорамные пейзажи отличаются изысканным колоритом, построенным на сочетании сине-зеленых оттенков. Фигуры в левой части композиции без труда определялись как работа Яна Брейгеля старшего, сына Питера Брейгеля. Маленькие фигурки, которые выделяются на темном фоне, фигуры в правой части композиции написаны менее известным художником Хендриком де Клерком. Он также был ведущим во фламандской школе живописи XVII века. Сотни маленьких фигурок, что мы видим на дальнем плане, написаны Абелем Гринвером. Его композиции отличаются графичностью, и видно, что фигуры обведены темным контуром.

Николай Растворцев, ведущий: Что они делали таким образом, помогали друг другу?

Алиса Мезенцева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Безусловно, такой художественный альянс и есть составляющая часть фламандской школы.

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Любопытна не только история создания, но и вообще в целом судьба картины. Известно ли сегодня имя заказчика и путь что прошел этот шедевр?

Алиса Мезенцева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Картина написана четырьмя ведущими художниками Южно-Нидерландской школы, и двое из них работали при дворе эрцгерцога Альбрехта, это Ян Брейгель Старший и Хендрик де Клерк. Поэтому мы предположили, что заказчиком этой картины был эрцгерцога Альбрехта VII Австрийского.

Николай Растворцев, ведущий: Вавилонская башня — это невероятно популярная тема в Европейском изобразительном искусстве XVI-XVII веков. При этом автор выбрал для башни довольно редкую форму в виде усеченной пирамиды. Известно ли почему он выбрал такую фигуру?

Анна Апонасенко, заместитель заведующей Отделом научной документации Государственного Эрмитажа: Сложно сказать точно, что именно представлял у себя в голове Тобиас Верхахт, но, скорее всего, он писал с предполагаемого прототипа Вавилонской башни — зиккурата Этеменанки, известного по археологическим исследованиям уже с начала XX века. Конечно, Тобиас не знал, как действительно выглядел настоящий прототип Вавилонской башни, но он был образованным человеком, и в XVII веке были известны труды древнегреческих авторов. Зиккурат Этеменанки был разрушен ещё в древности, но последними, кто видел его останки, были греческие авторы, такие как Геродот. Его читали в XVII веке и по его описанию можно было именно так и представить башню в виде пирамиды. Геродот описывал один храм на другом, и так их должно было быть 8 частей. Наверху стоял главный храм, маленький, посвященный главному божеству — богу Мардуку. Которого Геродот называл Зевсом.  

Николай Растворцев, ведущий: При этом сама башня не достроена, это не случайно и является важным приемом.

Анна Апонасенко, заместитель заведующей Отделом научной документации Государственного Эрмитажа: Башня не достроена для того, чтобы показать незавершенность замысла строителей. Вторым моментом делается упор на то, что она построена из рукотворного материала. 

Мария Новикова-Охонская, ведущая: Известна ли изначальная стоимость картины?

Анна Апонасенко, заместитель заведующей Отделом научной документации Государственного Эрмитажа: Есть первые документальные свидетельства о стоимости картины в 1690 году. Она была упомянута в инвентаре семьи курфюрста Бранденбургского Фридриха Вильгельма I и его супруги Софии Доротеи. Была небольшая пометка о том, что картина была продана курфюрсту неким графом Шлиппенбахом за 200 талеров. На то время это была безумная цена, потому как на 200 талеров можно было месяц содержать армию в 200 человек. 10-15 талеров стоила хорошая скаковая лошадь, которая сопоставима сейчас с хорошим авто бизнес-класса. Сам Шлиппенбах, который продал эту картину, был замечательной личностью, достойной приключенческого авантюрного романа. Изначально он служил шведскому королю, а Швеция тогда вела очень активную внешнюю политику. Участвовал в войнах от Нидерландов до немецких княжеств и в конце концов перешел на сторону врага — курфюрста Бранденбургского. Хотел утвердиться при дворе, продал эту картину за безумные деньги и через какое-то время стал соседом курфюрста Бранденбургского.

Алиса Мезенцева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: После выставки картина займет достойное место в постоянной экспозиции, и если кто-то не успеет посетить выставку, то всегда сможет прийти в Эрмитаж и полюбоваться этим шедевром.