Премьера так премьера! В Мариинском театре – «Гугеноты» Джакомо Мейербера. «Глыбина», иначе не скажешь, в величественном мегалите опер, собрании театра фундаментальный образчик «большой оперы». Даже то, что представили в день ее исторической премьеры – уже показательно. Само выражение «богатая история» – это про «Гугенотов». Начавшаяся в 1836 году с триумфа, она прекрасно была принята публикой, чего ей, собственно, так и не могли простить. По разным причинам, она подвергалась редакциям – также разного толка. Во-первых, речь все-таки идет о религиозных войнах, так что ставить приходилось с оглядкой – под разными названиями. И сокращали, чаще всего под нож шел пятый акт – события той самой Варфоломеевской резни, а кроме того — герои: они же там все погибают! Тут уже кто-то должен побеспокоиться о чувствах зрителей. С другой стороны, зрители прекрасно себя на ней чувствовали, ее полагали набором легких популярных вокальных номеров. Помните, как заканчивается «Собака Баскервилей»? После всех этих… Холмс зовет Ватсона развеяться: обедать и – на «Гугенотов»! Профессионалы тоже отзывались по-разному. И если Чайковский назвал ее прекраснейшей, то вот Шуман, послушайте: «Нас возмущает вся опера, начиная с увертюры с ее забавно-пошлой святостью, до конца, где нас по крайней мере хотя сжечь заживо. После «Гугенотов» не остается ничего другого, как казнить на сцене преступников и выводить на сцену распутных женщин. Распутство, убийство и молитвы – больше ничего нет в «Гугенотах». Прекрасный тизер по нынешним временам. Водоворот противоречий и мнений, в который отважно погрузился Виктор Высоцкий.