«Есть женщины в русских селеньях…» — а какие это женщины? И почему со времён Некрасова черты характера этих героев не сильно изменились? Специальный репортаж Полины Ганичевой накануне 8-го марта.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Полетели дальше. Перевернем календарь, и на смену 29 февраля уже пришел март. А, значит, приближается 8-е марта, и это хороший повод поговорить о наших прекрасных, божественных, бесподобных и уникальных женщинах.
Вот один из примеров, какие у нас сильные и мужественные женщины. На днях петербурженка Мария Ольшевская на озере Байкал поставила новый мировой рекорд по подлёдному фридайвингу. Это когда человек опускается на глубину без какого-либо снаряжения и оборудования. Мария опустилась на глубину 40 метров. Это 10-этажный дом! Посмотрите, как это красиво и в то же время опасно. Но это зрелище завораживает.
Мария занимается погружениями всего лишь три года. Она разработала свою авторскую методику по расслаблению тела, которая помогает ей находиться в ледяной воде долгое время. Когда она вернётся домой в Санкт-Петербург, обещаем вам, уважаемые зрители, что мы обязательно запишем с ней интервью.
Но этот случай — хороший повод поговорить на тему, а какие они, говоря языком Некрасова, женщины в русских селеньях? Почему со времён Некрасова черты характера этих женщин не сильно изменились? И в судьбе каждой из них можно найти отражение того или иного образа, который мы уже знаем, или про который читали, или учили еще на уроках литературы в школе. Наш специальный репортаж накануне 8-го марта. И сделала его Полина Ганичева, тоже как будто сошедшая со страниц некрасовской поэмы. Смотрите сами».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«100 лет назад молодая девушка могла взять в руки эту книгу, и история здесь была ей близка и понятна. Как понятна сегодня мне. И так же будет через 100, 200, 300 лет. Потому что героини классических произведений не остаются только на страницах книг. Они живут. Живут и сегодня, в Петербурге 21-го века. И Татьяна Ларина, и Анна Каренина. И мы расскажем вам об этих героинях».
СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА
«Мёртвая царевна» Пушкина или любая другая интерпретация известной формулы «дева в беде» и её спаситель» — действительно просто сказки по сравнению с историей этой семьи. Несколько лет назад у Александры нашли рак щитовидной железы. Нет, спас её не будущий супруг — другие врачи. Рак отступил, но начались осложнения. Проблемы с гормонами. Девушке угрожала инвалидность. Тогда на одном бизнес-мероприятии она встретила Ростислава.
Александре мог помочь только один препарат — живая вода, если по-сказочному. И не в России — в тридевятом царстве. Ростислав нашёл специалистов, начал первое в стране исследование препарата.
И, как бывает со всеми чудесами, они случаются, пока в них верят. И женщина — так исторически сложилось — делает это всю жизнь.
ЛЕДИ МАКБЕТ
Русская женщина (и героиня) всегда на пределе. У нее не бывает «недо». Как в очерке Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Три убийства ради страсти Катерины Львовны.
Кстати. Катерина, запретная любовь, в финале она бросается в воду. Ничего не напоминает?
ЕЛЕНА САМОЙЛОВА, доцент кафедры русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена:
«Появляется диалог Катерин. Катерина Островского и Катерина Лескова. Если в одном случае это действительно страдающая, чувствующая, нежная душа, которая жаждет ответного чувства, то в случае с Лесковым… Если помните, Сергей соблазняет её такими лубочными клише. А она не понимает этого. Она не чувствует, что это всего лишь маска. И отвечает искренностью».
По одной из версий исследователей, Лесков как бы отвечает Островскому: нет, влюблённая женщина — это не луч света в тёмном царстве. Она ведома чувствами и готова на всё… И эта теория вполне вписывается и в историю современной России.
91 год. На счету у рецидивиста Сергея Мадуева десяток убийств. Она — следователь Генпрокуратуры. Перед исполнением смертного приговора женщина помогает устроить побег из «Крестов». Катерина Львовна из века 19-го отправляется на каторгу, следователь Наталья Воронцова — в тюрьму. Лескова часто критиковали за такой страшный очерк. Но время — лучший писатель — снова и снова доказывает: жизненно. Бывает.
ТАТЬЯНА ЛАРИНА
Библиотека 369 лицея. «Онегина» можно сдать. Пройдено. Татьяна — молодец, а у Евгения просто детская травма. Нужно проработать это с психологом — вот такая рецензия от школьников 21-го века. Вероника на стороне Татьяны. У неё тоже уже была первая любовь.
Для взрослых Татьяна Ларина — «Ева» русской литературы. Для подростков — целый этап их жизни. Возможно, самый главный. Первая любовь. И не важно, как в ней объясняются. Пером на бумаге или сердечком в мессенджере.
НЕКРАСОВСКАЯ ЖЕНЩИНА
В истории про принца на белом коне Эльвиру заинтересует, скорее, второй. Она выросла здесь, на хуторе. Всю жизнь ухаживала за животными. Кормила, принимала роды, лечила. Эта девушка в 21 веке прядёт, варит сыр и учится водить трактор. Баранов, правда, сейчас поднимает с трудом — недавно родила. Спина побаливает.
Претенденты в женихи проходили обязательную проверку хутором. Ленивые выбывали из конкурса. В итоге Эльвира вышла замуж за кузнеца.
При всей её «былинности» Эльвира слушает «Мельницу», обожает рок-концерты и учится отправилась в мегаполис. Противоречивая, сильная и свободная. И пусть в 21 веке брёвна поднимает спецтехника, а сыр варят на производстве — на таких героинях до сих пор всё держится.
АННА КАРЕНИНА
Любой мужчина из Вронского может превратиться в Каренина, а любая женщина встать на место Анны. Актриса театра «Мастерская» Кристина Бойцова в этом уверена.
КРИСТИНА БОЙЦОВА, актриса театра «Мастерская»:
«Это моя первая роль в театре. И, как говорит режиссер этого спектакля, первая роль, как правило, приходит «по судьбе». И события моей личной жизни были очень тесно переплетены с сюжетом незабвенного романа Толстого. Скажем так, своими клетками через свою жизнь мне удалось проникнуть во внутренний мир этой женщины Когда люди приходят на наш спектакль и вообще сталкиваются с материалом, мне всё время хочется спросить: «Вы вообще понимаете, что там в конце случится?». Вы понимаете, какую должны мы провести внутреннюю работу по анализу человека, чтобы понять, почему другого выхода она не смогла найти? И не просто, а чтобы защитить героиню. Потому что в таких условиях может оказаться любая женщина в сегодняшнем дне».
Все эти женские образы вне времени именно потому, что они самые честные и точные. Не про эпоху и не про географию, а про суть человеческой жизни. И каждая женщина, как альманах, соткана из множества таких текстов. И никогда не знаешь, на какой странице эта книга откроется. Будет это пастораль или трагедия.