Как светится Петербург, если на него смотреть из космоса? И почему этот свет не спутаешь со свечением других мегаполисов мира? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И в продолжение темы, как меняется наш город после принятых Президентом решений. Напомню, что во время одной из недавних встреч Владимира Путина с Александром Бегловым, президент попросил чуть более подробно доложить ему о том, как идёт замена старой системы освещения и ввод новых технологий по энергосбережению. Это было личное поручение Владимира Путина.

Давайте из кабинета, где встречались Президент Владимир Путин и губернатор Александр Беглов, перенесёмся на улицы и площади города и посмотрим, как эти слова, которые мы только что услышали, воплощаются в реальной жизни.

Дело в том, что сейчас в Петербурге проходит масштабная кампания по замене системы наружного освещения. Очень важная сторона в жизни городского хозяйства. Это ведь всё равно, что у себя в доме поменять лампочки. Помните? Когда было тускло, блекло и вдруг в комнате стало как-то по-другому: необычно ярко, светло. И настроение уже другое, и уютнее стало сразу. Вот точно так же нечто подобное происходит сейчас по всему нашему городу.

И жизнь наша станет после этого чуть более светлой! А чем светодиодные лампы лучше натриевых? Как выглядит свет Петербурга из космоса? И почему этот свет не перепутаешь ни с каким светом других мировых мегаполисов? Антон Цуман расскажет об этом в репортаже «Огни большого города»»

Улица Маршала Тухачевского. Бригада «Ленсвета» осуществляет рутинную работу по замене светильников над проезжей частью. Казалось бы, малозаметное рядовое событие. Но только на первый взгляд. Это часть масштабной программы по переходу города на новый тип освещения. Старые ламповые светильники уступают место светодиодным панелям.

Работа закончена, монтажная бригада отправляется дальше. Наступает этап проверки норм освещённости. Начальник производственной лаборатории Александр Агеев готовит к работе специальный прибор — люксометр, измеритель силы светового потока.

И стоит зажечься фонарям, как чувствительный прибор это тут же фиксирует. Вот — наглядное доказательство того, как городской свет разгоняет вечерний сумрак.

Дальше отработанная процедура измерений в 30-ти точках на разном расстоянии. Где-то света больше, где-то меньше. Затем из всех показателей высчитывается среднее арифметическое. Если оно вписывается в установленные ГОСТами нормы, экзамен сдан, всё размещено и настроено верно.

Вот так ещё одна городская улица перешла на новую технологию. А какой была старая? И какие  преимущества даст новая? Давайте разбираться.

Именно такой тёплый цветовой оттенок был принят как стандарт в странах восточной Европы, включая СССР с 70-х годов. На западе применяли ртутные лампы, с более холодным оттенком. Что отлично заметно из космоса. Пример — Берлин, западная часть которого — холодная ртуть, а восточная до сих пор — тёплый ламповый натрий.

А это — Петербург, где есть и оранжевый оттенок, и новый — парадный ярко-жёлтый. Вот так переход на новые технологии заметен даже из космоса. И даёт он не только эстетический, но и экономический эффект.

Один из последних натриевых светильников — у Гостиного двора — в буквальном смысле уходит в историю. Мастер центрального эксплуатационного района Павел Макеев разъясняет нам преимущество светодиода над лампой. Во-первых, это существенная экономия электроэнергии при равной силе освещения. Во вторых, старая технология была попросту сложнее.

Центральный склад «Ленсвета». Ещё несколько лет назад его основными единицами хранения были расходные материалы для натриевых светильников. Теперь сюда полным ходом поступает их замена. Вот они, всех трёх типов. Два консольных разной мощности для опор и один подвесной. Работники склада говорят: в сравнении со старыми типами они и легче и гораздо проще в эксплуатации.

Гарантированный производителем срок службы панелей — 55 тысяч часов. В пересчёте больше 6 лет непрерывного света. Да, мы привыкли к тому, что электрический свет уже часть нашей жизни. Но вот вопрос — как освещали наш город, когда электричество ещё не было освоено?

Момент в 1859 году, когда именно здесь зажглись первые газовые фонари, можно было назвать не иначе как технологической революцией. Новая технология, пришедшая на смену конопляному маслу и керосину. Но даже в эпоху масляных фонарей архитекторы и инженеры Петербурга умели удивлять. Вот пример — фонари у Александринского театра. Спроектированные зодчим Росси в конце 18 века.

Генеральный директор Ленсвета Владимир Резниченко рассказывает: во все эпохи петербурга на новые световые технологии переходили постепенно. Постепенно заменяя одну на другую. Так решено действовать и сегодня. Улица за улицей, магистраль за магистралью.

Важное уточнение — стопроцентного перехода на светодиоды не будет. Натриевые светильники как дань истории решено оставить на Марсовом поле. Как романтическое  напоминание об электрическом свете 20 века. Отчасти, том самом, о котором когда-то пел Вертинский.

Нет, на заре электрического освещения свет был вовсе не дешёвым, а дорогим удовольствием. И в Петербурге, городе, где не так уж много солнечных дней, за свет инженерам приходилось буквально бороться. Вот один из примеров.

Световой купол здания училища имени Штиглица. Казалось бы, что проще — разместить остекление над открытым пространством? Но если заглянуть внутрь, то сразу можно увидеть насколько сложные инженерные решения приходилось для этого изобретать. И свет проходит здесь не через один, а через несколько слоёв стекла.

И если освещение улиц и открытых пространств — это функциональная подсветка, то есть та, что позволяет ориентироваться в пространстве, то в Петербурге, который часто называют музеем под открытым небом, важную роль играет подсветка художественная.

В Комитете по охране памятников рассказывают. Правильно подсветить городские объекты — всегда компромисс. С одной стороны, дать свет, с другой — не разрушить дневной вид лишними светильниками и опорами. И вот один из примеров, где это сделать удалось. Памятник Николаю I на Исаакиевской площади. Дополнительных опор нет, а свет на конной статуе есть. И вот в чём секрет.

Сложно отрицать, что Петербург дневной и Петербург ночной — два совершенно разных Петербурга. Одна из составляющих этого эффекта — подсветка зданий.

В Комитете по градостроительству и архитектуре  методические рекомендации по формированию световой среды, по сути, уже настольная книга. И применение этих методов можно заметить на вечерних улицах даже невооруженным взглядом. Самый яркий свет — у высотных доминант. Чуть менее яркий — у важных исторических объектов. И самый тусклый — у фоновой застройки. И в этом свой расчёт.

Вот так и получается — подсвеченный город, как огромная театральная сцена, которая сама по себе даёт простор для творчества. Вот и у фотографа Дмитрия Фуфаева вечерний Петербург — одна из любимых тем. И для того, чтобы попытаться ответить на вопрос, в чём же особенность петербургского света, мы поднялись повыше. На смотровую площадку Думской башни.

Самый главный секрет — подобрать идеальное время. Сделать это непросто. Нужно поймать момент, когда уличные фонари уже зажглись, а небо ещё не погасло. На языке фотографов это называется «режим». Который в сочетании с длинной выдержкой и превращает Невский в реку огней. А ярко подсвеченные доминанты — в актёров на городской сцене.

Свет для Петербурга — это не просто часть городского хозяйства. Это часть его жизни, истории, художественного образа. За время зимы мы привыкли, что городские огни с нами большую часть суток . Но то, что с каждым днём они зажигаются чуточку позже, — очень важная примета: зима заканчивается, всё ближе другой свет. Свет белых ночей.