Как трагическая история одного бездомного кота взволновала Петербург? И почему к борьбе за его жизнь подключились сотни людей? Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь продолжим тему, о которой мы говорили в прошлом выпуске. Помните, мы рассказывали о рыжем бездомном коте,  которого зовут Кардамон? Над ним издевались живодёры, волонтёры спасли его, но потом кот перенёс сложнейшую операцию. Ему ампутировали все лапы, и даже хвост. И, казалось бы, всё, Кардамон будет жить. Но потом его самочувствие резко ухудшилось. Нужно было срочно сделать переливание крови. А где найти донора? У представителей семейства кошачьих три группы крови, и не каждый донор подойдёт! Был брошен клич в соцсетях. И этот призыв о помощи был услышан. Донора нашли, в итоге Кардамона спасли. И вот давайте задумаемся, а почему эта история одного кота так взволновала всех и объединила сотни людей в желании помочь бедному животному, которого, кстати, до такого состояния тоже довели люди? Так почему для одних отношение к животным — это жестокость и зло, а для других — это повод проявить добро и милосердие? И наш следующий сюжет не про животных. Он про нас. Про людей. Ведь по тому, как мы относимся к ним, и можно определить, насколько мы оправданно называем себя людьми? Полина Ганичева продолжит тему».


Отделение реанимации в ветеринарной клинике. Под обезболивающими отходит от второй операции кот Кардамон. Он лишился всех лап и хвоста, зубы стёсаны, уши отморожены. И всё это с ним сделал человек. Его нашли на Сестрорецком кладбище в начале февраля. Не мог встать. Худой и замёрзший лежал, подвернув лапы. Потом хирурги предположат: живодёры стягивали их верёвками и вот так подвешивали кота несколько дней. Точнее никто не скажет — потому что представить, что пережил этот кот невозможно. Лапы ампутировали. Понадобилось срочное переливание крови. Помог мейн-кун Гриша. Он стал донором. Сейчас, как говорят врачи, Кардамон наконец «стабилен».

И таких вольеров в Петербурге — десятки. За каждым ужасная история. Не животного. Человека.

Частный дом в Московском районе. Эти кадры сняли волонтёры. Десятки — на вид породистых бенгалов — живут вот так. Без воды, нормальной еды, уборки и человека. Хозяйка есть, но ухаживать за своими животными больше не в состоянии — партиями передаёт их волонтёрам.

Уже в приюте, после карантина, можно рассмотреть не морды, а лица в клетках. Вполне человеческие. С понятным каждому выражением.

Приюту Юлии передали 13 животных. Ещё несколько в клиниках и у волонтёров. Это не все, но забрать всех остальных из закрытого дома пока не получается.

ЮЛИЯ ВЫСОЦКАЯ, директор благотворительного фонда «Петфонд»:

«Женщина занималась разведением. Мы не знаем, хорошо или плохо занималась. Но потом что-то пошло не так. И она просто перестала за ними следить. Кошки начали болеть, плодиться бесконтрольно. И когда-то это всё перешло в какое-то безумие. Их стало много. У неё не хватает ни сил, ни денег ни на что. Их же нужно кормить, за ними нужно ухаживать, лечить».

В доме появляются котята с врождёнными болезнями, множатся инфекции и заканчивается еда. Но у работников приютов всё ещё ни адреса, ни имён — только доверенные лица.

ВАЛЕНТИНА ПОТАШОВА, владелица ветеринарной клиники:

«У них проблемы с психологическим состоянием. И просто их поймать всех — возможности нет. Это нужно туда подходить с кошколовками».

И не всегда жестокость — это агрессия. Иногда, чтобы навредить, достаточно просто сложить руки. И даже это бездействие может убить.

Астра потеряла слух. Чтобы уши не болели — на прогулку всегда в шарфе. Мы рассказывали вам историю этой собаки прошлым летом. Правда тогда она была на несколько килограммов меньше и боялась света… 5 лет Астра провела в подвале многоквартирного дома на улице Труда. Замурованная. В полной темноте. Пока жилищные службы обменивались письмами — Астра голодала, слепла и ждала.

Жители обратились в благотворительный фонд и собаку, которая ждала 5 лет, спасли за пару часов. Теперь у неё большая семья, лежанка у окна — ближе к свету и даже шарф.

РОМАН, житель Санкт-Петербурга, хозяин Астры:

«Когда мы её в первые дни забрали в квартиру, она сразу же начала бежать к окнам. К свету. Возможно, она боялась, что её снова в какое-то помещение поместили. Приняли решение подарить ей новый день, чтобы остаток жизни она прожила в тепле, в заботе, в любви. Она как никто другой заслуживает этого. Выстрадала. Потеряла слух, но не потеряла веру в людей».

Городская ветеринарная станция. Очередь на приём. Для хозяев животных — экспозиция. Вот всё, что врачи извлекают из питомцев. Игрушки, вилки, камни. Ещё одно напоминание: как легко потерять своего питомца. Даже если очень его любишь. Екатерина носила Гарри на капельницы неделю после одной обычной прогулки.

Догхантеры становятся хитрее. Хозяин может даже не заметить, что питомца отравили.

ЯНА ГУМБАТОВА, заведующая терапевтическим отделением Городской ветеринарной станции:

«Родентициды сейчас пролонгированного действия. И собака может съесть, а у собаки симптомы появятся через 10-14 дней. И они могут не связать два этих события. Любое недомогание может быть отравлением». Перекрытия между подвалом и первым этажом. Светлое пятно на экране — котёнок. Уже не двигается. Перед ремонтом в доме на Бассейной в пустом, казалось, подвале закрыли продухи. Не учли только эту полость. Жители услышали писк внизу, сразу вызвали спасателей.

Жильцы устроили целую спецоперацию. Одни пожертвовали паркетом, вторые — согрели и выкормили, третьи уже забрали к себе в семью. Этим котятам повезло с их людьми.

В реанимации у животных всё почти как у людей. Процедуры, мониторы, врачи и медсёстры. Разница только в одном: животных можно навещать. Даже самых тяжёлых. Особенно их. Врачи говорят: свой человек лечит лучше всего. И вот кот, который дважды чуть не погиб, который больше не может ни запрыгнуть на колени, ни помахать хвостом, на руках у новой хозяйки мурлычет.

Всё-таки самое опасное животное — по-прежнему человек. Больной или просто равнодушный. Хозяин или незнакомый прохожий. А животные всегда одинаковые. Похожие на своих людей. А хочется, чтобы было наоборот. Чтобы они учили нас главному: любви и преданности. Абсолютной, безусловной и настоящей.