О VR-технологиях в спорте, образовании и повседневной жизни — репортаж Натальи Медведевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь о новостях науки и научных прорывах на берегах Невы. В ИТМО создали первую в России лабораторию-куб. Основная ее задача – выращивать новые клетки и проводить передовые исследования в области тканевой инженерии. Сама лаборатория компактна, имеет размеры три на три метра и достаточно мобильна. Два человека смогут полностью собрать ее за пять дней. Установить изобретение, как говорят инженеры, можно даже в чистом поле. Главное – подвести электричество. Куб можно адаптировать под любые задачи. И уже скоро в лаборатории начнут выращивать клеточные культуры, создавать базы данных, которые будут применять в области регенеративной медицины и клеточной биологии. А в перспективе здесь планируют выращивать клетки миокарда, чтобы создать полноценное искусственное сердце. Исследования уже ведутся. Вот это наши дни петербургской науки.

И в продолжение темы. Наша команда из Петербурга отправляется в Казань. Здесь 21-го февраля состоится турнир «Игры Будущего». Суть этого мирового чемпионата заключается в том, чтобы соединить возможности человека с возможностями дополненной реальности, которая создаётся в цифровом пространстве. По сути, это продолжение сюжета известного фильма «Первому игроку приготовиться». Необычная история, но она заслуживает пристального внимания. Почему? Потому эти игры в корне могут изменить индустрию создания дополненной реальности. А как она изменится? И когда эта дополненная реальность станет повседневной? И что это будет для человечества — выход на новые возможности или тупик, возрождение или проклятие? На эти вопросы ответит Наталья Медведева».


Одни скажут — развлечение для детей. Другие — тренировка. Сборная Политеха по «Бит-Сайберу» — так называется виртуальная игра — готовится к «Играм будущего». Это новый спортивный турнир. А это — одна из его дисциплин, где надо на скорость рубить кубики в ритм песни. Побеждает тот, кто сделает меньше промахов. Михаил — 12-й в России в этом спорте. Если точнее — в фиджитал-спорте.

МИХАИЛ СТЕПАНЮК,  капитан команды «Чёрные медведи» СПбПУ Петра Великого по дисциплине BEAT SABER на турнире «Игры будущего — 2024»:

«Вы одновременно и в игре, и в реальности двигаетесь. И каждое мое движение в реальной жизни отзывается в виртуальной. Он, как физкультура, развивает кардио, внимательность, координацию».

Фиджитал — слияние двух слов. От английского «физикал» — физический. И «диджитал» — цифровой. Синтез классического и кибер-спорта. Состязание на стыке реального и виртуального пространства. Это звучит, как сюжет фантастического фильма, где герои перемещаются между мирами — физическим и цифровым. Всё это может стать и нашим будущим. А что оно нам принесет? Спасение и выход на новые мощности? Или тупик? Мир меняется быстро. Спорт уже перешёл в цифровое пространство.

21-го февраля в Казани соберутся лучшие фиджитал-спортсмены со всего мира. Две тысячи участников. Из ста стран. «Игры будущего» — это масштабный мультиспортивный турнир. На стыке реального и виртуального мира.

ГУЛЬНАРА МУБАРАКШИНА, член организационного комитета турнира «Игры будущего — 2024»:

«Это наша Фиджитал Вселенная. Мы попадаем на виртуальный стадион, на котором нарисована одна из карт Dota 2. Участники будут сражаться и выявлять победителя. Все люди, кто смотрит онлайн трансляцию, будут появляться на этих сидениях».

Число зрителей на стриминговых площадках достигнет миллиона человек в день. По мнению комментаторов, просмотров в записи будет ещё больше. 150 миллионов.

Это Влад. Его профессия — спортивный комментатор, теперь с приставкой «фиджитал». Он прошел специальные курсы. И собирается на  «Игры будущего». Его профиль — футбол.

Матч проходит так. Сначала — виртуальная схватка. В компьютерном симуляторе. Затем — спортсмены выходят на поле, играть с реальным мячом. Счет складывается из суммы голов в двух матчах. Суммируется и число зрителей. Фанатов кибер-футбола и классического.

ВЛАДИСЛАВ ЛУНЁВ, фиджитал-комментатор:

«То есть спорт и кибер-спорт объединяются. И высокий уровень каждого из участников  команды сделает средний уровень команды высоким. И за этим интересно смотреть. Одна команда может быт сильнее в кибер-направлении. Другая в физическом. Это история про то, что какая-то команда отыгрывается на футбольном поле, потому что в кибер-части проиграла. Это вызывает самый интерес».

На «Играх Будущего» 16 дисциплин. Фиджитал-футбол, хоккей, баскетбол, велогонка, танцы. Вот он — спорт 21-ого века. Да, именно спорт. К матчам в цифровом мире тоже надо готовиться, говорит бывший капитан «Зенита» Алексей Игонин. И на виртуальных турнирах страсти разгораются не меньше, чем на реальных.

АЛЕКСЕЙ ИГОНИН, президент федерации футбола Санкт-Петербурга:

«Это тоже свой спорт. Тренировки по 9 часов.  Подготовка. Это те же эмоции. Тот же турнир, те же премиальные. Но сделать это гораздо проще. Находясь дома в своей комнате можно участвовать в чемпионате мира. В недалеком будущем компьютерного спорта будет все больше и больше. Это коллаборация дает возможность не только сидеть за компьютером, но и двигаться».

В  фиджитал-спорте всё происходит в одной виртуальной вселенной. Но чтобы альтернативная реальность стала реальностью, её надо сначала создать.

Разработчики университета промышленных технологий и дизайна для турнира подготовили онлайн-выставку. Это цифровая галерея в мета-вселенной. С выставочными залами, лекторием и даже зоной отдыха для цифровых аватаров.

АЛЕКСАНДРА МАЛАХОВА, специалист отдела разработок и инноваций СПбГУПТД :

«Это очень непростой процесс. Надо было это продумать всё, как и в конгрессно-выставочной деятельности. Мы погружаемся в виртуальное пространство. Как эта комната выглядит. Та же площадь. Те же габариты, но в виртуальном формате».

Пока все это кажется только фантастикой, в университете давно создают свои цифровые аватары. Мой внешний вид сканируют 4 камеры. Чтобы аватар был максимально реалистичным, инфракрасные датчики фиксируют объем. Пара минут — И готов мой цифровой двойник.

БОРИС ПОДОЛЯКИН, начальник отдела разработок и инноваций СПбГУПТД:

«Через несколько лет с вашим цифровым аватаром вы сможете ходить по виртуальному миру, заказывать себе еду. Которую будут привозить домой реальные люди. Над этим работают. Это настанет в ближайшем десятилетии. Все неизвестное — страшно. На первых порах все боятся, что что-то нас поработит. Но мир наполнен здравомыслящими людьми, которые этого не допустят. Все технологии будущего настроены только на пользу. Чтобы это помогало человеку в развитии. В научных исследованиях».

Виртуальная реальность дает, без преувеличения, безграничные возможности. С одной стороны, аватар станет помощником человека. Но с другой — конкурентом. Ведь он быстрее, выше, сильнее.

Виртуальный мир — это искусственно созданная среда. А значит все, что в ней происходит — тоже искусственно. Компании по всему миру сейчас разрабатывают пространственную модель реальности максимально приближенную к реальному миру. По рекламным роликам уже можно понять, как это выглядит.

Создавать вокруг себя новые миры одним касанием. Это уже не будущее. Это настоящее. Где цифровые вселенные меняют нашу реальность.

В Лицее номер 281 фиджитал-спорт — часть образовательной  программы. Вот так проходит танцевальная тренировка, надо повторять движения за аватаром на экране. Еще здесь есть футбол, баскетбол. Все эти тренировки — дополнительные занятия. Фиджитал не заменяет классический спорт. Он тренирует не только физические качества. Ещё скорость реакции и стратегическое мышление. Все это связано с работой мозга.

Это бикси. Интерфейс для нейроигр. Чтобы бабочка полетела, человеку надо перейти в состояние активации. То есть начать думать. Решить пример в уме или вспомнить стихотворение. Чтобы бабочка  остановилась, надо расслабиться. Как бы отключить мозг. Пробуем.

Мозг можно сравнить с большой батарейкой. Если меняется напряжение, искажается реальность. Точно так же, как загорается  лампочка, если её подключить к источнику энергии. И если сегодня мы может управлять бабочкой на экране, то возможно в будущем сможем управлять целыми мирами.

ГЕОРГИЙ ЗАРУБИН, президент федерации фиджитал-спорта Санкт-Петербурга:

«В скором будущем мы сможем говорить о полноценных VR-интерфейсах, которые будут воссоздаваться силой мысли. Как в известном фильме. «Первому игроку приготовиться». С одной стороны, это территория возможностей. Это то, что поможет нам перейти на новую ступень развития. Но не стоит забывать,  что надо контролировать технологии, грамотно управлять. Самое главное, чтобы человек оставался гармонически развитым. Про физический мир нам категорически не стоит забывать».

Так с помощью мозга мы можем не только получать и обрабатывать информацию, а еще менять мир вокруг нас. Не только реальный, но и цифровой. Приспосабливать его под себя. Вопрос только в том, как это делать, чтобы не навредить себе. Психофизиологи отмечают: важно определить, так называемые, границы применимости.

МАКСИМ КИРЕЕВ, заведующий научным отделом междисциплинарных исследований мозга Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН:

«Это объединенная среда. Она может быть использована, чтобы воссоздать условия. Мы можем проектировать вещи. Представьте, если архитектор может подготовить чертеж в виртуальной реальности. Он имеет возможность оценить перспективу. Походить по этажам. Это сильное подспорье. Но там, еще раз, среда усеченная. И если вы много работаете в этой объединенной среде, ваш мозг будет, скорее всего, адаптироваться. Но беднеть в качестве своего арсенала. В самой технологии опасности я не вижу. Вопрос в том, как вы ее используете».

Слово «Фиджитал» — неологизм. С ним мы переходим в новую эпоху цифровой трансформации, где виртуальный мир постепенно заменяет реальный.

Да, наш мир меняется быстро. А новые достижения открывают перед нами новые возможности. Но как бы не привлекало виртуальное пространство, в нем нет жизни. Набор пикселей заменяет реальный мир. С его запахами, вкусами, чувствами, эмоциями. И если когда-нибудь всё это закончится, закончится и человек. Или, наоборот, эти цифровые возможности позволят выйти на другое качество эмоций и чувств? И тогда начнется другой человек. Человек цифрового будущего».