ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:
«Размучен», то есть «измучен сверх меры», «благовещие» – «благая весть», «однодомец» — живущий в одном доме с кем-то: всё это слова, придуманные Александром Сергеевичем. По-научному — неологизмы.
Романтики 20-30-х годов XIX века придавали большое значение созданию новых слов. Вспомнить хотя бы Карамзина, благодаря которому у нас есть «промышленность», «влюблённость» и «общественность». Пушкин гораздо реже занимается подобного рода словотворчеством, но и у него можно найти несколько десятков словесных изобретений.
НАТАЛЬЯ ПРОКОФЬЕВА, доцент кафедры медиалингвистики СПбГУ, кандидат филологических наук:
Серьёзное отношение к себе — это признак ограниченного ума, чего нельзя было сказать о Пушкине. Поэтому в его текстах, в его произведениях всегда очень много языкового хулиганства. Что касается неологизмов, то они преимущественно встречаются в эпиграммах и в дружеской переписке. Дело в том, что сама природа языка — это природа игровая, и поэтому в повседневной жизни каждый из нас использует языковые шутки, и они всегда вызывают смех, чем и пользовался Пушкин.
ДАРЬЯ БОГДАШКИНА, корреспондент:
Судя по «Словарю языка Пушкина», поэт использовал придуманное слово не чаще одного раза. Исключение — слово «кюхельбекерно», то есть «плохо», «тяжко», так, как бывает при чтении и слушании стихов Вильгельма Кюхельбекера. Судя по стихам и письмам, Пушкину «кюхельбекерно» было, аж четыре раза.
Все новые слова, к сожалению, так и остались украшениями речи одного поэта, в литературный язык они не вошли. Но это можно исправить! Вооружитесь пушкинскими словечками и уличите кого-то в «ольдекопничании» (то есть плутовстве), а кому-то признайтесь в «противочувствии». Пусть ваш собеседник подумает над их значением и, возможно, заглянет в сборник стихов поэта.