В гостях у программы «Утро в Петербурге» Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге.
Николай Растворцев, ведущий: Министр просвещения России Сергей Кравцов рассказал, что урок труда вернется в российские школы с 1 сентября 2024 года.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Гендерное разделение на этом уроке уходит в прошлое, и теперь выбор должен быть у каждого ребенка. Придаст ли возможность выбора больше интереса школьников к этому предмету?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге: Есть проблема в четком гендерном разделении. Оно не всегда поддерживается школьниками, так как у мальчика может быть интерес к кулинарии, а женщинам сейчас необходимы технические навыки. Хорошо, что общество это понимает, потому как эти жесткие границы идут не от образовательной системы, а от взрослых людей в совокупности.
Николай Растворцев, ведущий: Можно ли урок труда считать ранней профориентацией и насколько это может быть эффективно в плане выбора профессии в будущем?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге: Ведение уроков труда — это подспудно профориентационная задача, а скорее задача воспитательная. Мы видим, как меняется взгляд государства на образование и на те цели, которые оно должно решать. Сейчас, если посмотреть в целом на всю линейку: дошкольную, школьную, вузовскую, то увидим, что есть практика перехода к воспитательной функции. Ведь не только в школе нам возвращают труд как особый вид деятельности, но и в старшей высшей школе есть инициатива обучения, служения. Гражданственность и служение вводят уже как некую ценностную компоненту в образовательную систему. Поэтому труд — это скорее про служение, а не профориентация.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Введут новый предмет, и за него необходимо будет выставлять оценки. Не отобьет ли это желание у детей к занятиям?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге: Вопрос о целеполагании, потому оценивать нужно скорее всего, вовлеченность в процесс. Думаю, что года 2-3 переходного этапа мы будем наблюдать, когда будет очень много вопросов, намного больше, чем решений внутри образовательных практик. Как только все стабилизируется, то мы придем к каким-то ориентирам в плане выставления оценок.
Николай Растворцев, ведущий: Насколько широким должен быть выбор?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге: Максимально широкий должен быть выбор. Хотят выстроить модули по разным видам труда, давая возможности ребенку попробовать многое и выбрать, что ему интересно. Далее он может пойти углублять в дополнительном образовании. Как представитель образовательной системы могу сказать, что невероятно сложно дать такую гигантскую вариативность. Мы же понимаем, что должны быть квалифицированные кадры, оборудованные помещения.
Николай Растворцев, ведущий: Можно ли привлечь к этому бизнес и для уроков по кулинарии использовать кафе и рестораны?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге: Для этого у нас должно быть выделенное количество часов. Как раньше работал УПК — учебно-производственный комбинат. Там выделялось не менее 4 часа в неделю, и на целый день дети уходили туда и работали. При уроке в 45 минут в школе это невозможно. Все время будет тратится на перемещение. Поэтому стоит вопрос о том, сколько это будет часов и как они будут упакованы, кто их будет реализовывать и налаживать связи с потенциальными партнерами, базами практик и учебных дисциплин. Все это ляжет на школу.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Пока идет разговор о 5 и 6 классах. Предполагается ли потом какой-то переходный период к УПК в старшей школе?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт-Петербурге: Не просто так мы вспоминаем учебные комбинаты, это была наработанная многолетняя практика, обязательная для всех. В Казахстане она осталась как обязательная часть образовательного процесса для средней ступени образования. Мы должны понимать, что это все продиктовано целями государства и необходимыми ему высокотехнологическими кадрами. Какие нужны кадры, такие модули и будут исключительно в старших классах. Сейчас логика примерно понятна: первичные трудовые навыки привить в средней школе, а вот где нужна серьезная усидчивость, включенность и минимальная компетентность — вот эти сложные технологические блоки для старшей школы будут одинаковы для всех.