Допинговые скандалы вокруг российских спортсменов, а также настоящее и будущее отечественного фигурного катания — в репортаже Натальи Медведевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Начинаем мы с той новости, которая в буквальном смысле, пусть на время, но отодвинула на второй план все многие мировые проблемы, разделила всех на два лагеря. Первый — это мы. Граждане России. К нам присоединились и представители многих других стран. Мы все были ошарашены и даже в некоторой степени раздавлены этой новостью. И наше мнение было однозначно — это расправа. Расправа над нашим споротом. Над нашей совсем юной девочкой-чемпионкой. А другая половина, наоборот, радовалась и ликовала: наконец-то этих русских усмирили и на долгое время выключили из процесса. Так как мы всем надоели со своими золотыми победами и медалями.

Как вы уже поняли, речь идет о жестком приговоре в адрес нашей 17-летней чемпионки Камилы Валиевой со стороны Международного спортивного арбитражного суда. Это действительно приговор. Ещё раз повторю, по мнению многих экспертов, это расправа над нашей девочкой. 4 года дисквалификации. И аннулирование олимпийского золота в командном зачёте во время олимпиады в Пекине. Золотые медали у нас отберут. Страшное решение для нашего спорта, для всех тех, кто связал или планирует связать свою жизнь с фигурным катанием и со споротом вообще.

Но давайте без эмоций посмотрим, какой урок мы можем извлечь из всей этой ситуации. Чтобы это сделать, давайте обратимся к документам. Вот фрагмент из публикации Times. Авторам этой публикации удалось достать мотивировочную часть решения суда. Она скрыта для широкой публики. А суть её очень интересна. Вот давайте почитаем.

Итак. «Арбитры CAS пришли к выводу, что Валиева не жульничала намеренно. Этот вывод основан на доказательствах как самой Камилы, так и её  апеллянтов. Судьи сочли фигуристку «честной и заслуживающей доверия». Более того,  некоторые члены панели CAS считали четырёхлетнюю дисквалификацию «жестоким и непропорциональным» наказанием для такой юной спортсменки. Однако при всей симпатии к самой Камиле у судей не было возможности поверить доводам защиты, настолько они были слабыми». Конец цитаты.

Ещё раз. Даже хотели дать более мягкий приговор, но настолько вялая, непрофессиональная, путанная, была система защиты Камилы, что другого результата и быть не могло. А теперь давайте посмотрим, кто защищал интересы Камилы в суде.

А защищали две конторы юридические одна — швейцарская Schellenberg Wittmer Ltd. Швейцарская. То есть, из недружественной нам страны. А потом за дело взялась российская. Она специализируется на защите бизнеса, ранее не была известна на рынке делами по спортивному праву. Более того, по нашей информации из компетентных источников, на определённом этапе защиту осуществляли два основных юриста фирмы, помогающих спортсменам: Филипп Бэртш и Кристофер Дуг. И они известны тем, что какое-то время имели отношение к структурам Ричарда Макларена. Того самого, которого специалисты называют палачом российского спорта. Именно Макларен развязывал эту войну с допинговыми скандалом против наших олимпийских сборных. Помните печальный доклад Родченко и Малкарена?

И что же получается — Камилу в суде защищали адвокаты, которые имели связи с самым главным палачом наших олимпийских сборных Ричардом Маклареном. Тогда на какой результат мы могли рассчитывать? На какой? Ответ очевиден. На тот, который мы получили. И не надо после этого кричать, что во всём виноваты наши оппоненты и враги. Мы сами виноваты, в первую очередь, потому что позволяем так себя обманывать и доверять такие дела западным специалистам.

Вот и весь секрет такого жестокого, на уровне расправы приговора по отношению к нашей спортсменке. Но всё таки давайте продолжим искать ответ на вопрос, какой урок мы должны извлечь после всего этого? Слово — Наталье Медведевой».

28 января. Петербург. Ледовый дворец. Это выступление Камилы Валиевой поклонники назвали прощальным.

Она выступает. И ещё не знает, что через несколько часов весь спортивный мир будет ошарашен скандальной новостью. Спортивный арбитражный суд дисквалифицирует ее на 4 года за нарушение антидопинговых правил.

Фигуристка сдала положительную допинг-пробу ещё 25 декабря 2021 года. В день произвольной программы чемпионата России. Но известно об этом стало только 8 февраля 2022-го. На следующий день после окончания командного турнира на Олимпиаде в Пекине, где наша страна победила.

Целых два года шло разбирательство. В итоге фигуристку лишили десяти медалей. В том числе олимпийского золота. Международный союз конькобежцев сместил Россию с первого на третье место в командном турнире. До конца дисквалификации, а это ещё два года, Валиевой запрещено выступать в официальных соревнованиях. Решение суда — тяжелый удар по спортивной карьере. Тренер фигуристки Этери Тутберидзе высказалась в социальных сетях: «Относительно вердикта у меня один основной вопрос — а хоть кто-то защищал Камилу на слушаниях? Потому что хуже вердикта быть и не могло».

Еще в Пекине делом фигуристки занималась швейцарская юридическая компания Schellenberg Wittmer Ltd. Но она отказалась представлять сторону Валиевой в суде. За дело взялась отечественная фирма BGP Litigation. Её специализация — защита бизнеса. Представление в спортивном арбитраже — это совсем другое направление. Такая защита (точнее, беззащитность)  Валиевой возмутила многих специалистов.

Валиевой на Олимпиаде было всего 15- лет. И в расследовании она проходила под грифом «защищенная персона». Это давало право на снисхождение. Но никто из арбитров КАС это не учел. И многие спортивные эксперты называют это решение расправой. Один документ может перечеркнуть всю карьеру. Изнурительные ежедневные тренировки. Отобрать медали. Если для профессионального фигуриста лёд — это жизнь, встает вопрос, как сегодня готовить будущих чемпионов, если в один миг эту жизнь могут забрать?

Приморский район. Академия фигурного катания. Вот они — будущие чемпионы. В пять лет, спорт для них — это яркие костюмы и заботливый тренер. А ещё крестики, уточки, ласточки и самокаты. Первые элементы на льду. И мечта — быть чемпионами. Стоять на пьедестале под гимн своей страны.

Упал? Не расстраивайся. Попробуй, пока не получится. Этому учит фигурное катание. Спорт для выносливых, быстрых, атлетичных детей. С сильным характером. В Петербурге больше трех тысяч фигуристов. Но после того, что случилось в спортивной судьбе Валиевой, многие задаются вопросом — а что делать дальше?

Пока им пять, коньки — это развлечение. С шести начинается конкуренция. Поступить в спортивную школу, где три человека на место. В 7 — выиграть первую медаль. В 15 — стать мастером спорта. А дальше — олимпиада.

Если раньше был постулат «спорт вне политики». То сегодня спорт становится ее частью. Показывать спортивный характер приходится не только на льду. Побеждать не благодаря, а вопреки. Одно из главных правил олимпийской хартии уже анахронизм. Сегодня спорт — это и есть политика. А в политике, в отличие от спорта, побеждает не самый сильный, а самый хитрый и циничный. И этим часто пользуются.

Последние 10 лет допинговые скандалы сотрясают мир российского спорта. В марте 2016 почти 300 наших спортсменов сдали положительные допинг-пробы на мельдоний. Его принимали для восстановления. В январе того же года препарат попал в список запрещенных. Позднее выяснилось — вещество выводится из организма несколько месяцев. Спортсмены могли принимать его и до запрета на препарат.

Вот один из примеров, как ловко и цинично, противники используют наши слабости. Благодаря простой демократической процедуре удалось поставить под удар сотни наших спортсменов. А мельдоний и сейчас можно свободно купить в любой аптеке без рецепта.

Способов, при помощи которых запрещенное вещество может попасть в организм человека, сотни. Через воду, пищу, даже поверхность мебели в отеле. Ответственность за положительные допинг-пробы возлагают на спортсменов. И если препарат попал в организм случайно, доказать это крайне сложно.

Российские фигуристы являлись одними из сильнейших в мире. Санкции лишили нас международных соревнований. Поэтому сегодня мы говорим «являлись» — в прошедшем времени.

На льду — Анастасия Мишина и Александр Галлямов. Те самые спортсмены, которые представляли Россию в командном турнире на Играх в Пекине. Теперь уже бронзовые призеры Олимпиады. Сейчас они не дают комментарии журналистам. Все силы — на подготовку к турниру в Магнитогорске. Через две недели. Профессиональные спортсмены живут соревнованиями. Пока сражаются за медали только внутри страны. Их тренирует Тамара Москвина. Величайший тренер, которая воспитал десяток олимпийских чемпионов, говорит: сейчас самое важное — не поддаваться эмоциям и продолжать тренировки.

Рано или поздно наши фигуристы вернутся на международную арену. Когда это произойдёт — неизвестно. Но тренироваться надо сейчас. Выступать. Завоевывать пьедестал. И развивать фигурное катание.

Ситуация с решение спортивного суда — это тяжелый урок. Он должен многому научить.  И в первую очередь — защищаться. А порой и отбиваться. Даже огрызаться. Мы не имеем права остановиться. Мы должны двигаться дальше. Развивать наше фигурное катание. Величайшую школу мирового спорта.

Мирового спорта нет без России. Это аксиома. Можно долго рассуждать, когда наши фигуристы вернутся на международные соревнования. Но понятно одно — сегодня как никогда важно продолжать воспитывать будущих чемпионов. Не просто защищать их, а спасать. Учить их проявлять характер не только на льду, но и за его пределами.