ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

Скидки в новом интернет-магазине до 90%! Конечно, надо брать! Вводим реквизиты карты, и вот — деньги списаны, а сайт выдаёт ошибку. Увы, вы попались на удочку кибер-мошенников. По статистике, каждый десятый россиянин сталкивается с обманом при совершении покупок через интернет.

АНДРЕЙ МИХНО, заместитель управляющего банка:

В основном, это делается с помощью поддельных сайтов. Пользователь вводят свои личные данные, в том числе реквизиты своей банковской карты, и естественно, заказ не формируется, личные данные попадают к мошенникам, с помощью которых производят хищение денежных средств со счетов банковских карт.

Как защитить свои денежные средства от рук злоумышленников. Специалисты выделяют 5 основных правил так называемой цифровой гигиены. Правило первое. Имейте отдельную карту для интернет-покупок.

АНДРЕЙ ДАХНОВИЧ, научный сотрудник Института кибербезопасности и защиты информации СПбГУ:

Это может быть хоть физическая карта, виртуальная карта — здесь не важно. Важно, что это отдельная карта, на которой вы ограничиваете баланс. Тогда вы минимизируете риск утраты большого количества денег в случае утери платежной информации.

Правило номер два. Не распространяйтесь о своих данных.

АНДРЕЙ ДАХНОВИЧ, научный сотрудник Института кибербезопасности и защиты информации СПбГУ:

Даже если это звонит сотрудник банка, даже если вы видите номер телефона банка, не поленитесь повесить трубку и перезвонить на официальную горячую линию и уточнить вопрос, по которому вам звонили. Потому что платёжную информацию ни один банк никогда не спрашивает.

Третье правило. Контролируйте места, где вы оставляете платёжную информацию.

АНДРЕЙ ДАХНОВИЧ, научный сотрудник Института кибербезопасности и защиты информации СПбГУ:

Это тот самый пресловутый цифровой след. Когда мы наследили где-то: в браузере, мобильном приложении, на сайте. Я, например, пользуюсь простым правилом: свою выпущенную свою виртуальную карту никогда нигде не сохраняю, она у меня хранится только в мобильном приложении банка.

Четвёртое. Обеспечить безопасность данных при осуществлении платежей.

АНДРЕЙ ДАХНОВИЧ, научный сотрудник Института кибербезопасности и защиты информации СПбГУ:

Например, вы пришли в кафе, у вас есть публичный вай-фай. Публичный вай-фай означает, что скорее всего он будет открытым, и данные там передаются в относительно открытом виде и могут стать лёгкой добычей злоумышленников.

Финальное правило. Оплачивайте покупки только на проверенных ресурсах.

АНДРЕЙ ДАХНОВИЧ, научный сотрудник Института кибербезопасности и защиты информации СПбГУ:

В идеале для себя выделить группу ресурсов, где вы всегда будете уверены, что покупка с большой долей вероятности пройдёт успешно и безопасно. Ну, опять же — крупные маркет-плейсы. Потому что для них этот вопрос критичный. Если это какой то маленький интернет магазинчик, скорее он там не слишком заботится о безопасности.

ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

Всё больше и больше магазинов уходят из офлайна в онлайн, а значит совершение покупок становится всё более выгодным. Однако и о безопасности забывать не стоит. А самое главное помнить, что даже самые выгодные рекламные предложения – зачастую это лишь уловка для доверчивых покупателей! Бесплатный сыр всегда только в мышеловке!