В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Михаил Спичка, ведущий: Сегодня в нашей еженедельной рубрике речь пойдёт об экспозиции, которую нельзя пропустить ценителям восточного искусства, ведь доступна она только до конца января. 

Дарина Шарова, ведущая: В Зимнем дворце ещё две недели будет работать выставка «Под сенью султанской тугры. Османское наследие в памятниках каллиграфии, эпиграфики, сфрагистики и нумизматики». Она приурочена к столетию образования Турецкой Республики. Что такое тугра, и что она осеняла?

Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Тугра — это сложная каллиграфическая композиция, в неё входит имя правителя, часть его титула и завершающая формула. Она возникает в начале XIV века на территории тогда ещё Османского бейлика, который впоследствии разросся до Османской империи, и развивалась вместе с развитием каллиграфических традиций. 

Дарина Шарова, ведущая: Внешне она похожа на арабскую вязь. На каком языке создавалась тугра?

Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Тугра создавалась на османском языке, использовалась арабская графика и поэтому напоминает и фактически является арабским. 

Михаил Спичка, ведущий: Что давал этот знак, и имело ли смысл его подделывать?

Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Такой персональный знак правителя — это одновременно и его подпись, и его герб. За подделку такого могли казнить человека.

Михаил Спичка, ведущий: Какой интерес был у человека для подделки тугры?

Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Она удостоверяла, что это подлинный правительственный знак. На фирмани, указе правителя, было указано, что гражданину Османской империи разрешено что-то делать, и подтверждалось султанской тугрой.

Дарина Шарова, ведущая: Что такое эпиграфика и сфрагистика?

Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Каллиграфия — это то, что мы привыкли видеть на бумаге, пергаменте, то эпиграфика — надписи, выполненные на жёстких материалах. Сфрагистика — это наука, которая изучает надписи на камне, печати.

Михаил Спичка, ведущий: Использовались ли печати для того, чтобы подтвердить личность правителя?

Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Они широко использовались на Ближнем Востоке. Там не было привычки подписывать документы рукой, а ставили личную печать, которая могла включать имя человека или канонические высказывания.

Михаил Спичка, ведущий: Все ли 100 экспонатов на выставке исключительно из коллекции Эрмитажа или какие-то приехали из Турции?

Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Благодаря помощи Генерального консульства Турецкой Республики на эту выставку было представлено два предмета из собрания Музей Сакыпа Сабанджи, это Коран и каллиграфическая композиция.

Дарина Шарова, ведущая: Коран у вас на экспозиции прекрасен. Нет ли в изображениях этого Корана тугры?

Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Нет, это красивое графическое изображение для украшения Корана. На Коране тугры не ставились.

Михаил Спичка, ведущий: Он в прекрасном состоянии, и яркость красок сохранилось удачно. 

Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: У этого Корана прекрасная сохранность и нам повезло, что Турция предоставила нам его для выставки.

Дарина Шарова, ведущая: Ушли ли в историю тугры с образованием Турецкой Республики 100 лет назад?

Дмитрий Садофеев, научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Как графическая подпись правителя это ушло в небытие, но сейчас в Турции увлекаются изучением арабской каллиграфии и возрождают эту традицию. Тугра используется не как подпись правителя, а как каллиграфическая композиция с высказыванием из Корана.