В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Бочкарёв, научный сотрудник группы гиперсомний и дыхательных расстройств Центра им. В.А. Алмазова, кандидат медицинских наук.
Тимофей Зудин, ведущий: Учёные из Северо-западного университета в Чикаго пришли к выводу, что если человек не высыпается или не спит на протяжении одной ночи, то его мозг временно перенастраивается и увеличивается уровень дофамина. Вместе с ним поднимается и настроение. Верно ли их утверждение, что недосып способствует хорошему настроению?
Михаил Бочкарёв, научный сотрудник группы гиперсомний и дыхательных расстройств Центра им. В.А. Алмазова, кандидат медицинских наук: Недосып равен хорошему настроению только у депрессивных крыс, но давно уже используется и у людей. В этом исследовании брали крыс, у которых была депрессия, и не давали им спать одну ночь или непродолжительное время они могли поспать. Да, это повышало уровень дофамина и способствовало улучшению настроения до следующего момента, пока они не лягут спать.
Тимофей Зудин, ведущий: Вреден ли недосып для организма?
Михаил Бочкарёв, научный сотрудник группы гиперсомний и дыхательных расстройств Центра им. В.А. Алмазова, кандидат медицинских наук: Недосып — это некоторый стресс, но мы адаптируемся к разным событиям, которые бывают у нас, и кратковременно можем бодрствовать ночью без вреда для здоровья. Для возврата в свой режим необходимо предпринимать определённые меры.
Ксения Бобрикова, ведущая: Возможно ли быстро вернуться к привычному режиму сна и бодрствования?
Михаил Бочкарёв, научный сотрудник группы гиперсомний и дыхательных расстройств Центра им. В.А. Алмазова, кандидат медицинских наук: При наличии мотивации организм начинает быстро перестраиваться и тут главное — продержаться первый день. Можно поспать 15-20 минут днём, если вы не можете выполнять никаких действий. Обязательна должна присутствовать регулярная физическая активность на свежем воздухе, ограничение в простых углеводах, и больше пить воды.
Ксения Бобрикова, ведущая: Влияет ли питание на наш сон?
Михаил Бочкарёв, научный сотрудник группы гиперсомний и дыхательных расстройств Центра им. В.А. Алмазова, кандидат медицинских наук: Такой обильный приём пищи, как в Новый год, повышает сонливость, но ухудшает качество сна. Пробуждение после такого стола не очень бодрое.
Тимофей Зудин, ведущий: Существуют ли какие-то приёмы, которые помогут уснуть в те вечера, когда не спится?
Михаил Бочкарёв, научный сотрудник группы гиперсомний и дыхательных расстройств Центра им. В.А. Алмазова, кандидат медицинских наук: Приёмов много, но они все зависят индивидуально от каждого человека. Мы вместе с пациентами осваиваем техники релаксации. В случае возникновения острой бессонницы необходимо записаться к врачу и на будущее взять у него рецепт на лекарства, которые помогут вам. При желании подготовиться заранее можно освоить техники релаксации перед праздниками, потому что это требует тренировки днем по 10-15 минут, а затем вы это используете ночью.
Тимофей Зудин, ведущий: В каких случаях рекомендовано медикаментозное решение проблемы?
Михаил Бочкарёв, научный сотрудник группы гиперсомний и дыхательных расстройств Центра им. В.А. Алмазова, кандидат медицинских наук: При эпизодических проблемах, связанных со сном или стрессом, выписывается препарат, и вы его принимаете. Регулярные проблемы — от трёх раз в неделю, выписываем специальный препарат или с пациентом обучаемся, как использовать методы изменения поведения.
Ксения Бобрикова, ведущая: Свидетельствуют ли кошмары о непорядке в организме?
Михаил Бочкарёв, научный сотрудник группы гиперсомний и дыхательных расстройств Центра им. В.А. Алмазова, кандидат медицинских наук: При условии, что кошмары нарушают ваш сон и влияют на последующее самочувствие, то ставится диагноз — ночные кошмары. Далее занимаемся специальными техниками для того, чтобы изменить эту ситуацию. Сновидения такого типа могут быть симптомами некоторых редких заболеваний, а могут возникать на фоне стрессовых событий.
Ксения Бобрикова, ведущая: Правда ли, что мозг отдыхает только тогда, когда нам не снятся сны?
Михаил Бочкарёв, научный сотрудник группы гиперсомний и дыхательных расстройств Центра им. В.А. Алмазова, кандидат медицинских наук: Мозг в любом случае отдыхает, независимо от того, как мы об этом думаем. Сны — это показатель того, что мы хотим забыть.