Как новогодние украшения отражают мир и время, в котором мы живем, рассказывает Полина Ганичева.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь давайте уже по мере приближения Нового года говорить об этом замечательном празднике. Главная сейчас забота – когда начинать украшать ёлку. Как не бывает нового года без ёлки, так не бывает ёлки без новогодних игрушек.
Но дело в том, что новогодние игрушки – это больше чем игрушки. Это своего рода символ уюта, счастья и детства. Символ, который мы достаём раз в год из коробки, чтобы ещё раз доказать себе, как мало, порой, нужно нам для того, чтобы подарить себе радость и праздник.
И удивительно, что очень часто новогодние игрушки становились отражением той или иной эпохи, через которые проходила в своей истории наша страна.
Помните, после первого полёта Гагарина, какие были популярные ракеты, космонавтыН? Или в советское время, после Олимпиады, мишки? Новогодние игрушки – это целый мир. Увлекательный, яркий, красивый. И волшебный. Давайте совершим путешествие в этот увлекательным мир. Полина Ганичева поможет нам это сделать».
ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:
«Самый обычный ёлочный шар. Никакой эксклюзивности, никакой ручной работы — чистый фабричный Китай. Но именно в этом шаре вся суть новогодней игрушки, которая не только украшает ёлку, но и отражает нас, а ещё время и мир, в котором мы живём».
Эти старинные подсвечники в семье Бенуа, кажется, были всегда. Сейчас их возраст определить сложно — точно больше века. Но в детстве Анастасии Мурзиной на домашней ёлке их было не увидеть: они так же лежали в шкатулке. Украшения были другими. Созвучными советскому времени. И безопасными.
АНАСТАСИЯ МУРЗИНА, хранительница мемориальной квартиры Л. Н. Бенуа, член семьи Бенуа, праправнучка Л. Н. Бенуа:
«Это было событие. Я помню, бабушка покупала ёлку, мы её наряжали, но событием было не когда мы её устанавливали, а когда мы её разбирали. Мой дедушка устраивал для меня такое событие: мы всегда эту ёлку сжигали в камине».
Теперь хранительница музея семьи Бенуа, праправнучка известного петербургского архитектора, уже для своих внуков наряжает ёлку. И это дело не вкуса, а памяти.
АНАСТАСИЯ МУРЗИНА, хранительница мемориальной квартиры Л. Н. Бенуа, член семьи Бенуа, праправнучка Л. Н. Бенуа:
«Эта связь поколений, она идёт и через ёлочные игрушки. Ведь самое главное, что у нас есть — это не вещи, а информация. Это память, которая хранится в семье. И когда ко мне приходят гости, я им говорю: «Да, я прочитала очень много книг, но многое из того, что я вам рассказываю, идёт просто из семьи. Я это знаю и помню».
Фигурки вертепа, рядом советские свинки и современные игрушки. Все поколения вместе. И вот она — главная суперспособность игрушки: превращать просто новогоднюю ёлку в семейное древо…
Немецкая традиция наряжать ёлку приживается в Российской Империи в начале 19 века благодаря супруге Николая I (урождённой немке) Александре Фёдоровне. Тогда же появилась традиция в конце торжества валить ёлку и «ощипывать» оставшиеся игрушки. И не удивительно! Одна игрушка могла стоить 200 рублей! Как отдельный дом того времени. Своего производства внутри страны ещё не было. А потом ёлки и вовсе запретили, а об игрушках забыли. Пока в 35 году, за несколько дней до праздника, руководство страны со страниц газеты «Правда» не объявило: «Устроим детям хорошую ёлку!». Звучит как приказ. Надо выполнять. А где взять столько игрушек?
ИВАН АНАНЬЕВ, главный хранитель музея-фабрики ёлочных игрушек, коллекционер:
«Естественно, все фабрики, которые могли что-то придумать, каждый начинает что-то придумывать. В Ленинграде начинают делать игрушки из ваты, в Москве начинают делать игрушки из проволоки, ламповые заводы из ламп бракованных тоже делают шары. То есть всё, что не шло куда-то в производство, с браком каким-то — пытались расписать и сделать украшение».
Вот они — те первые самодельные игрушки. Уже в 36-м году по всей стране открывают первые фабрики ёлочных игрушек. К кукурузной кампании Хрущёва быстро выпускают стеклянные початки кукурузы. На экраны выходит фильм «Карнавальная ночь» — в магазинах скупают новые игрушки в виде часов, которые остановились за 5 минут до полуночи. Человек в космосе — через пару месяцев уже на ёлке. Стеклянные космонавты, шлемы и даже ракета вместо макушки. Освоение Арктики отметилось на советских ёлках медведями и полярниками. Из символа запрещённого праздника ёлочная игрушка превращается в инструмент внутренней политики.
И при всём обилии новых, самых разных игрушек в магазинах, сегодня находятся те, кто готов заплатить целое состояние за одну советскую.
Интернет-аукцион в Петербурге. На продажу со стартовой ценой в 1 рубль выставили вот эту сову. Спустя сотню ставок её выкупил неизвестный за 2 миллиона 300 тысяч. Или вот эта Черепаха. Ушла за миллион. За что платят такие деньги — объясняет коллекционер Алла Яковлева. Дело не в красоте и даже не в возрасте, а в истории игрушки. Та самая Черепаха была из особой коллекции «Буратино».
АЛЛА ЯКОВЛЕВА, коллекционер:
«Самая такая известная — это, конечно, коллекция «Буратино». Они выпустили пробную партию, и потом признали их негодными. У Лисы слишком хитрое лицо и т.д. Вот так художественный совет признал их негодными, и сейчас они самые дорогие».
А вот, например, ещё одна, совсем другая игрушка из коллекции Аллы. Стоит сегодня всего 300 рублей на барахолке. Это цена игрушки, а ценность измерить не получится.
И если у игрушки может быть сезон всего 2 недели в году, то её образ в литературе и искусстве вне времени. Игрушка может быть и символом мира марионеток, как у Гофмана, и тонким намёком на будущее героев, как у Рязанова, и даже на сломе эпох, в самые критические для русской истории времена, всплывает образ новогодней игрушки. Вот, например, рекламный ролик из 90-х. На стихотворение времён декаданса. С видеорядом о репрессиях 50-х. Кажется, всё и сразу, но в образе игрушечного волка соединяются все тёмные силы разных эпох.
То ли дети в масках, то ли сотрудники НКВД. То ли подножка, то ли приговор. Берии или самому Мандельштаму. Ёлочная игрушка может быть и такой. Остаётся главный вопрос: а какая она — игрушка современности? Что она отражает? И что в ней отражается?
Да, все эти ёлочные шары сделаны из бутылочного стекла, которое сдали на переработку. Вот такая концепция игрушек 21 века. Экологичные, простые, сделанные вручную.
ГЛЕБ КУЗНЕЦОВ, бренд-менеджер стеклодувной мастерской:
«Наша абсолютно соответствует тенденциям и духу времени. Она отличается тем, что она абсолютно простая. Вы видели когда-нибудь прозрачные ёлочные игрушки? А у нас она есть. Тем она и уникальна. А второй момент — это то, что люди сами прикладывают усилия, чтобы эти игрушки появлялись».
Но есть одна черта вне времени — общий предновогодний аврал. Только что команда стеклодувов мастерской сдала тысячную партию. Игрушки сегодня — это бизнес.
Да, есть ценители самых редких игрушек, есть те, кто покупает китайский пластик коробками, и даже те, кто принципиально не наряжает ёлку. Но нет ни одного человека, у которого при виде старенького советского деда мороза на ниточке не появилось хотя бы одного тёплого воспоминания. О том возрасте, когда всё вокруг — это счастье и чудо. И может каждый год мы достаём эти фигурки, чтобы вспомнить, как это — просто радоваться жизни.