Кардинальные нововведения в законе об образовании, которые значительно изменят привычный образ жизни нашей школы. Зачем они понадобились? Как это повлияет на качество обучения? И что по этому поводу думают учителя? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«И давайте продолжим тему современной России. Куда ж нам плыть? Один из вопросов, который прозвучал на пресс-конференции Владимира Путина, – это необходимость введения системы воспитания молодёжи. Как сказал Путин, сегодня они дети, а завтра — граждане страны. И от того, какие это будут граждане, и зависит, в какой стране мы будем жить.

В связи с этим, мне кажется, надо обязательно остановиться о тех нововведениях, которые дополнят закон об образовании. Причём эти нововведения кардинально изменят привычный образ жизни в наших школах. Перефразируя известную поговорку «терпение и труд всё перетрут», можно описать эти изменения, которые грядут в школах. НВП и труд — мобильники отберут.

Да. Вводится старая забытая начальная военная подготовка. Вместо ОБЖ. Были основы безопасности жизни. А сейчас будет более конкретно и чётко. Начальная военная подготовка. И ещё появляется в расписании занятий труд. Уроки труда. Когда, помните с рубанком, с киянкой, с лобзиком проводили учебные часы в мастерских. И запрет на использование мобильных телефонов на уроках.

Давайте попробуем разобраться, а как эти нововведения отразятся на качестве образования. А что по этому поводу думают сами ученики? И, самое главное, зачем это делается? Антон Цуман продолжит тему».

С нового учебного года — по новым правилам. Одно из самых масштабных изменений в закон об образовании за последние годы. Новые предметы, новые названия, новые нормы поведения. Но самое интересное то, что в ближайшее время только будет зафиксировано в законе, действует в петербургских школах уже сейчас.

ЗАПРЕТ МОБИЛЬНЫХ ТЕЛЕФОНОВ

Звенит звонок, ученики проходят в класс и аккуратно складывают свои мобильные телефоны на специально отведённое место. Специальный органайзер, где мобильники останутся до конца урока. Примерно так можно проиллюстрировать то, как будет строиться учебный процесс, когда согласно изменениям в законе об образовании учащимся запретят, цитата, «использовать средства радиотелефонной связи во время занятий». Другими словами, мобильник на уроке теперь будет вне закона.

В 622-й гимназии этот запрет ввели три года назад. На уровне внутришкольных документов. И теперь могут поделиться опытом, как можно объяснить не только ученикам, но, самое главное, их родителям, что закон теперь един для всех, и телефоном можно пользоваться лишь в экстренных случаях.

Но сложнее всего, как говорят в гимназии, было убедить родителей. Которые успели привыкнуть к тому, что ребёнок на связи 24 часа в сутки. Принять новые правила. И спустя три года и преподаватели и ученики признают — система работает.

Если то, что раньше вводилось на уровне школ, теперь закрепляется законом, ясно свидетельствует: мобильник на уроке — это назревшая проблема, уверяют эксперты. Смартфон уже давно уже стал повседневной вещью. В жизни. А в учебном процессе — мощнейшим отвлекающим фактором.

Так что запрет на телефоны только звучит грозно. Во-первых, для многих петербургских школ это уже давно отработанная норма, во-вторых, поколение, учившееся в эпоху до интернета, прекрасно училось без всяких смартфонов.

УРОКИ ТРУДА

Трудовое обучение — предмет, который в советском образовании преподавался уже с 5 класса и был не просто важным его элементом, а по сути системообразующим.

А это уже наши дни. Картинка вроде очень похожая. Только предмет называется не «Труд», а «Технология». Пока. Поправки в закон об образовании уводят слово «Технология» в прямом смысле за скобки. Труд теперь снова будет на первом месте.

Вот так на примере этого урока в 632-й школе можно увидеть, как грядущие изменения могут заработать на практике. Закон ещё на подписи у президента, а по уже действующим образовательным стандартам в кабинете есть и современный станок с числовым программным управлением, и токарные станки для работы по дереву.

Да, именно с распадом СССР выстроенная система, когда трудовое обучение в школах было ступенькой в воспитании специалиста среднего звена. Действительно, после школы не каждый ученик шёл в профессиональное техническое училище. Но те навыки, которые приобретались на уроках труда, потом неизменно пригождались и в реальной жизни.

Народный артист России Василий Герелло вспоминает, как на уроках труда в советской школе, казалось бы, совсем не связанном с музыкой, во многом и закалялся характер знаменитого российского баритона. И возвращать практику учить работать руками, по его мнению, нужно было не просто «ещё вчера», а даже «позавчера».

Но к взрослой жизни готовили не только мальчиков. Девочкам преподавали уроки домоводства. Шитьё, приготовление пищи, ведение хозяйства. Так было. И так будет.

Просторный кабинет, скалочки, кстати, сделанные мальчиками в соседнем кабинете, плиты, посудомоечная машина. Девочки-пятиклассницы раскатывают тесто для рождественского печенья. Первый шаг, который кого-то из этих детей приведёт к карьере шеф-повара, а кого-то просто научит готовить.

Неслучайно те, кто застал советские уроки домоводства, пронесли эти полезные навыки через всю жизнь. А кто-то и до сих пор пользуется кулинарными хитростями, которым научился в школе.

Да, возвращать уроки труда и для мальчиков и для девочек нужно. Но это совсем не значит взять старую советскую систему и перенести в современную школу, уверяют эксперты. Методика непременно будет приспособлена под новые технические достижения. В современном труде без технологий никак.

Все эти изменения мы сможем оценить с началом нового учебного года. Но уже можно точно утверждать одно. Слово «труд» прочно зафиксировано в законе об образовании. На первых ролях. И впервые за долгое время.

НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА

Урок ОБЖ в 136-й школе Калининского района. Основы безопасности жизнедеятельности, Предмет, который со следующего учебного года станет называться по-другому — «Основы безопасности и защиты родины». И это не просто смена названия. В школы решено вернуть то, что в советское время было целым учебным модулем под названием НВП — начальная военная подготовка. А в учебниках редакции последних десятилетий занимает от силы 30 страниц.

Преподаватель ОБЖ, отставной военный Александр Сыч, элементы НВП на своих занятиях внедряет давно и к изменениям в законе в школе уже несколько лет как готовы. Но с ностальгией вспоминает свои школьные годы, когда для учеников изучение того, как защищать родину становилось чуть ли не праздником.

Действительно, вот так это выглядело в советское время. И военные сборы, и отработка навыков гражданской обороны. И даже кульминация этой подготовки — игра в «Зарницу».

Пока новый учебник и обновлённые методики ещё прорабатываются в министерстве просвещения. Но специалисты Комитета по образованию Санкт-Петербурга уверяют — школы города будут готовы к изменениям. В том числе, и с точки зрения материальной базы.

И уже сегодня мы можем представить то, какие модули могут быть включены в образовательный процесс.

Школьный тир 622-й гимназии, урок физкультуры. В советское время такие тиры были во многих школах Ленинграда. Сегодня это большая редкость. Тем более, укомплектованный оборудованием олимпийского уровня.

Да, для того чьи школьные годы пришлись на почти полное исключение начальной военной подготовки — период 90-х и нулевых — и  разборка-сборка автомата Калашникова может вызвать затруднения. А норматив на уроке не учебный — армейский. 18 секунд. Лучше, чтобы приобретённые на этих уроках навыки никогда в жизни не пригодились. Но тренировать обращение с оружием и средствами первой помощи, как показывают события в мире, уже не опция, а необходимость.

Действительно, изменения в закон об образовании можно выразить поговоркой «Всё новое — хорошо забытое старое». И более строгая дисциплина на уроках, и акцент на трудовое воспитание, и основы защиты родины. Как показала практика, эти элементы ещё советского образования актуальны и нынешнего поколения учеников. Ведь, повторяя слова Президента, сегодня это дети, а завтра — граждане страны. Которым и определять, какой будет эта страна.