Главный контекст недели – 7 декабря Государственный Эрмитаж отметил день своей покровительницы Святой Екатерины. В честь праздника множество событий и выставок. Первая в их числе – «″Салоны″ Дидро. Выставки современного искусства в Париже XVIII века», совместный проект с московским Пушкинским музеем, где она проходила осенью с большим успехом. Модная теперь практика сближений эпох, освященная именем феерической личности. Дидро, что бы там не говорили, остался в истории как мыслитель, скорее, блестящий, нежели глубокий. Или, как в собственной блестящей манере говорил он сам: «Нет большего счастья для человека, чем быть не очень умным и не слишком честным». Проблески счастья он позволял себе виртуозно, когда необходимо было произвести впечатление на людей, важных. В частности, на именинницу, основательницу Эрмитажа Екатерину II. Императрица была заочно без ума от него, властителя дум европейцев, а зазвав, наконец, к себе, терпела самые эксцентричные выходки вольнодумца. Выкупила за баснословные деньги его библиотеку, а его самого назначила хранителем, Дидро тут же выпросил жалованье на 50 лет вперед, да. Когда же после его смерти 3000 томов прибыли в Россию, собрание разочаровало Екатерину, всех. Фонвизин без околичностей назвал Дидерота «шарлатаном, каких видал каждый день на бульваре». Желчный отзыв нашего классика – вы слышите – просится к названию экспозиции, напомню, приглашает нас на «выставки современного искусства в XVIII веке». Примерно так же создают для нас общее представление о том, что такое искусство, лидеры общественных мнений, коллекционеры, критики – прямо сейчас.