В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Александр Поздняков, режиссёр.

Тимофей Зудин, ведущий: В прошлом году мы отмечали юбилей императора Петра Первого. Казалось бы, всесторонне исследовали его личность. В нашем эфире 7 декабря смотрите фильм Александра Позднякова «Маяк Петра Великого». Картина посвящена не только самому Петру, но и актерам, которые в разные годы представляли его образ на экране, и тому, как этот образ менялся.

Ксения Бобрикова, ведущая: Фильм «Маяк Петра Великого» документально-игровой. Игровые сцены в фильме будут представлять петровскую эпоху или современность. Каков сюжет картины?

Александр Поздняков, режиссёр: Об этом можно будет узнать через несколько часов. «Маяк Петра Великого» — это не научный фильм о личности Петра, его истории, о том, каких вершин он достиг. Об этом много написано, и работа эта продолжается. Мне хотелось сделать такую картину, которая расскажет о том, что Петр — наш современник. Он живет среди нас, с ним мы сталкиваемся каждый день, когда выходим на улицу и на площадях видим прекрасных статных юношей в треуголках с усиками, как у Петра. В нашем представлении Петр предстал таким, как в фильме Ленфильма «Петр I». Николай Симонов на многие годы, а может, и навсегда будет для нас его эталоном, воплощением. В нашем фильме молодой актер по имени Петя в любительском театре репетирует роль Петра Великого, и режиссер советует ему погулять по Питеру, пропитаться воздухом Великого города и прикоснуться к загадке Петра. Андрей Дидик, который играет Петю, идет по городу, встречается с разными людьми, видит в подземных переходах и на улицах мерч Петра Великого. Именно это и является свидетельством народной любви к Петру. Мы живем в городе, который основал этот великий человек и назвал в честь своего небесного покровителя — Святого апостола Петра. Попутно мы беседуем с компетентными — людьми, историками, режиссерами, продюсерами.  

Тимофей Зудин, ведущий: В фильме вы отслеживаете эволюцию Петра в плеяде артистов. Какой из образов вам ближе?

Александр Поздняков, режиссёр: Он навсегда воплощен Николаем Симоновым. Его образ ближе всего к нам, потому как картина сама яркая, величественная, блестящая, чуть театральная, но мы привыкли к ней и остальные картины уже сравниваем. 

Тимофей Зудин, ведущий: Нет ли в этом образе некой односторонности?

Александр Поздняков, режиссёр: В картине Виталия Мельникова «Царевич Алексей» мы видим Петра в исполнении Степанова таким размышляющим, сомневающимся героем. Он был разным: несгибаемым, воспламеняющимся, жестоким. В то же время он с любовью относился к своей жене и сыну, который его фактически предал. Для него главным эталоном была Россия, благо государства, благо империи. В то же время он был человеком любопытным и жадным до новых опытов.

Тимофей Зудин, ведущий: В фильме актер Андрей Носков держит живого зайца за уши. Что это за сцена?

Александр Поздняков, режиссёр: Мы решили внести мифологизацию в картину, которая здесь уместна. Когда Петр и Меньшиков гуляют по Заячьему острову, то Андрей за уши, как бы случайно ловит зайца, говорит Петру, что остров чухонцы называют Заячьим, и отпускает животное. Непросто было снять эту сцену. Ещё существует предание, что Петр I встречался с Исааком Ньютоном, и мы эту встречу тоже реализовали в картине. Фильм состоит из таких сказочных, мифологических, реальных вещей, и главный ее посыл, что мы любим Петра и будем его любить. Он с нами, он указывает нам, как маяк, свет в будущее.

Тимофей Зудин, ведущий: Подсчитывали ли вы, сколько раз образ Петра воплощался на киноэкране?

Александр Поздняков, режиссёр: Раз 20-30. Были же еще постановки, пародии, телевизионные спектакли. Самые известные картины: «Табачный капитан», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Царевич Алексей», «Петр I».