В гостях у программы «Утро в Петербурге» Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС.
Ксения Бобрикова, ведущая: Ученые определили возраст наступления старости в наше стране: исследователи из МГУ и РАН опросили 1 200 человек из 65 регионов России, респонденты были разных возрастов, семейного положения и уровня доходов. Россияне считают, что этот период наступает после 70 лет. Известно, что Лев Толстой в 80 лет научился ездить на велосипеде, изучал языки и продолжал писать, тогда это было исключением, а сейчас этим мало кого удивишь. Наблюдаете ли вы сейчас такую тенденцию?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС: Лев Толстой — прекрасный пример того человека, который стремился сохранить и развить себя во всех ипостасях. Он и зарядкой занимался, и на здоровье очень много внимания обращал. Сейчас все больше людей старшего возраста тоже получают возможности для сохранения собственного здоровья и для реализации потенциала. Даже в фитнес-центрах есть специальные программы, абонементы и специальное время и занятия для людей старшего возраста.
Тимофей Зудин, ведущий: Какой бывает возраст?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС: Чаще говорят про хронологический возраст. Тут есть разные периодизации. Согласно самой распространенной периодизации 60-65 лет — это еще поздняя зрелость или поздняя взрослость. Старость начинается после 70-75 лет. Есть возраст биологический — он связан с нашим самочувствием и здоровьем, с тем в каком состоянии наши кости и зубы и в целом организм. Возраст психологический — это про наше самоощущение, про то, как мы себя ощущаем во взаимодействии с миром и в мире вообще.
Тимофей Зудин, ведущий: В интернете есть такая версия, что человек очень поддерживает себя в тонусе, если он к чему-то стремится и у него есть какая-то цель. Согласны ли вы с этим утверждением и какая может быть цель в более позднем возрасте?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС: Освоить новую профессию, реализовать свою мечту или потенциал, отправиться в путешествие. Сейчас уже норма для женщин старшего возраста отправиться в путешествие, а не сидеть, например, с внуками. Плюс заключается в том, что и государство уже на это смотрит совершенно по-другому. Сейчас очень активно развивается движение «серебряных» волонтёров — это про то, что люди, обладающие большим потенциалом, мудростью, временем, желанием делиться и поддерживать, у них есть для этого возможности и желания. Проект «Демография» позволяет получить новую профессию людям, которым за 60. Можно стать социальным работником, специалистом в области психологического консультирования, пиар-менеджером.
Тимофей Зудин, ведущий: Что человека может остановить в этом стремлении?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС: Тут мы можем разные истории жизни смотреть. Я как-то читала исследование, когда людей старшего возраста спрашивали — зачем они живут, как им живется. Самая «большая жалоба» была на потерю смысла. Это чувство социального одиночества и отсутствие смысла, точки реализации себя как человека порождало негативные переживания. Советская эпоха запрещала им думать о самих себе, поощрялся коллективизм и общество, поэтому таких людей переделать невозможно.
Ксения Бобрикова, ведущая: Можно ли сказать, что старость после 70-ти, потому что детство у нас до 30 лет, чтобы овладеть всеми навыками реально учиться нужно до 30-ти лет. Есть ли тут связь?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС: Есть связь — двигаются пороги всех возрастных категорий: детство, молодость, взрослость.
Тимофей Зудин, ведущий: Как вы относитесь к людям, которые наоборот очень молодятся?
Екатерина Огарёва, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальных технологий Северо-Западного института управления РАНХиГС: Опять есть разные варианты, что-то не было прожито и проиграно в том возрасте, когда должно было быть. Попытка перепрожить свой опыт, но, с другой стороны, это нормативное социальное давление, которое идет через СМИ, что это модно и нормально быть как можно дольше молодым и внешне, и внутреннее.