В гостях у программы «Утро в Петербурге» Марина Гаврилова, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Тимофей Зудин, ведущий: В главном музее страны к 100-летию образования Турецкой Республики в Арабском зале открылась выставка «Аромат Босфора. Памятники прикладного искусства Турции в собрании Государственного Эрмитажа».
Ксения Бобрикова, ведущая: Экспозиция удивительна тем, что знакомит не только с исключительными предметами Османской империи XVI-XIX веков, но и запахами. Петербургские парфюмеры смогли оживить аромат ушедшей эпохи. Почему на выставке обращаются к XVI-XIX векам, хотя Османская империя образовалась в конце XIII века и просуществовала до 20-х годов XX века?
Марина Гаврилова, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Мы обращаемся и начинаем свой рассказ с XVI века, потому что XVI и половина XVII века — это расцвет османского искусства. При султане Сулеймане Великолепном окончательно формируется придворное искусство. Оно создавалось в султанских мастерских, и основной чертой этого искусства становится натуралистическое изображение цветов османского сада.
Ксения Бобрикова, ведущая: К цветам было особое отношение?
Марина Гаврилова, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: К цветам было особое отношение, их очень любили и ими восхищались. Вся османская поэзия пронизана темой цветов и любви.
Тимофей Зудин, ведущий: На выставке можно будет не только полюбоваться цветами, но и ощутить ароматы. Почему родилось такое необычное решение -ароматизировать выставку?
Марина Гаврилова, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Тема цветов предполагает, что о цветах будут не только говорить, но и почувствуют запах того времени, когда Стамбул утопал в цветах и садах. Описания европейских путешественников иллюстрируют нам эту прекрасную картину, и поэтому нам показалось уместным насытить выставку ароматами. Представлены два аромата: розы и гиацинта, а более позднюю культуру XVII-XIX века мы ароматизировали запахом кофе.
Ксения Бобрикова, ведущая: Кому и как удалось оживить запахи Востока?
Марина Гаврилова, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Мы обратились в гильдию парфюмеров, и они смогли оживить эти запахи, работая над ними в лаборатории. Запах, который ещё дополняет экспозицию, связан со шкатулкой, в которой по сей день сохраняются ноты бобов ванили.
Тимофей Зудин, ведущий: Как собиралась экспозиция?
Марина Гаврилова, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: На выставке представлены предметы из собрания Эрмитажа, из отдела Востока. Дополнены работами европейских художников из Отдела западноевропейского искусства и Отдела прикладного западноевропейского искусства.
Ксения Бобрикова, ведущая: При посещении выставки будет ли понятен не искусствоведу смысл и значение многих экспонатов?
Марина Гаврилова, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Все будет понятно. Экспозиция сделана так, чтобы не требовалось никакой предварительной подготовки. Выставку сопровождает экспликация, где представлены разделы выставки. В каждой витрине — тематические тексты европейских путешественников, которые, путешествуя по Турции, делали заметки. На их основании мы подобрали наиболее характерные, отражающие ту или иную особенность вещей, выставленных в витринах. На сайте Эрмитаж Академии сделан специальный подкаст, посвященный выставке, он носит название «Аромат Босфора», где представлены аудиозаписи европейских путешественников, только в более расширенном формате.
Тимофей Зудин, ведущий: В одном из интервью вы сказали: «Мощь и сила империи говорит языком архитектуры». Этот язык будет отражен на выставке?
Марина Гаврилова, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока отдела Востока Государственного Эрмитажа: Да, представлены изразцы, которые составляли неотъемлемую часть языка архитектуры Османской империи.