Современные театр, кино и литература, а также достижения и опасность искусственного интеллекта — в репортаже Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь переходим к главной новости этой недели в Петербурге. Это девятый Санкт-Петербургский международный культурный форум. Более 3-х лет не было этого события у нас на берегах Невы. И вот форум возвращается. Таким образом, Петербург лишний раз подтверждает свой статус, свою миссию — являть собой средоточие и разнообразие всех мировых культур, быть местом, где эти культуры соединяются в архитектуре, в искусстве, в тех смыслах, которые создаются этим городом и в этом городе. От Достоевского, Пушкина и Гоголя до Малевича, Филонова и Репина, от Чайковского, Рахманинова и Шостаковича до Иосифа Бродского, Анны Ахматовой и Александра Блока. Список этот бесконечен. И Петербургский культурный форум — это хороший повод задуматься над тем, какую роль сейчас в современном мире должна играть культура, какова её миссия и предназначение.

Культура в эпоху отмены культуры. В эпоху, когда во многих странах идёт война, скрытая или явная. Когда идёт жесточайшее противостояние и давление на нас, на нашу культуру со стороны запада. Когда Чайковского запрещают исполнять в европейских концертных залах. Что мы должны делать? Как мы должны противостоять? И какое значение в этих мировых процессах будет иметь культура? Иван Уваров продолжит тему».

ТЕАТР

Русская театральная школа. А что она может дать мировой культуре сегодня? Главная тема этой панельной дискуссии. В рамках Культурного форума. Каждый из спикеров — знает, что такое театр. Но пытается понять, каким он должен быть сегодня. Для этого и встретились. Вот так, все вместе.

Секцию театра возглавляет лично Ольга Любимова. Не только как Министр культуры. А еще как театровед. Она понимает театр. Вот главное зеркало нашей жизни.

Для этой съемки мы намеренно не выбирали определенный театр. Потому что в нашем городе практически каждый вечер полные залы. Петербург остается Петербургом. Во все времена.

МУЗЫКА

ИВАН УВАРОВ, корреспондент:

«Отрывок из соло для флейты «Математические методы и анализы комплексных систем». Композитор — искусственный интеллект».

Вот так Полина Зибарева — профессиональная флейтистка — возле Петербургской филармонии по нашей просьбе репетирует то, что будет исполнять на культурном форуме.

Культурный шок. Не иначе. Простая, незамысловатая мелодия, написанная нейросетью. Получается, что теперь каждый из нас может стать композитором?

Как звучит Музыка Шостаковича и то, что написал искусственный интеллект. Почувствуйте разницу.

С ошибкой в ударении искусственный интеллект приглашает участников форума на очередную дискуссию, на которой дирижер Иван Рудин презентует свой проект — «Рахманинов. Я здесь». Программа, в которой сочетается музыка Рахманинова и искусственный интеллект.

И можно долго рассуждать, победит искусственный интеллект гений композитора или нет. Но, может быть, начать нужно с того, чтобы построить дорогу на родину Рахманинова? Потому что добраться сюда можно только на тракторе. Другой дороги нет. Вряд ли искусственный интеллект сможет это передать, описать. Потому что это нужно прочувствовать. Как и все, что связано с искусством. Сначала ты чувствуешь, потом анализируешь. И понимаешь, что все гениальное — просто.

Технологии сотрут все границы. Это будет мир иллюзий и обмана. Когда изобразить можно всё. Когда сочетать  можно всё. Без правил и запретов. Иконы с мультиками. Пушкина со звездными войнами. А советскую киноклассику с Голливудом.

КИНО

«Искусственный интеллект — это опасно!» — восклицали на форуме актеры и кинорежиссеры. Ведь их, по сути, нейросеть с экрана пересаживает в зрительный зал. И заставляет наблюдать за тем, как играет кто-то и что-то.

Нужно выходить за рамки своих возможностей. Отказываться от ассистента в лице искусственного интеллекта и делать большое, настоящее кино. Тем более, авторы таких фильмов живут среди нас.

А еще — нужна основа. Литературная основа для нашего кино. И искать феномен ее гениальности нужно там, где жили и творили великие умы прошлых столетий.

ЛИТЕРАТУРА

В условиях глобального противостояния все спикеры форума ищут ответы на вопросы: как жить культуре? Что делать? И надеются найти эти ответы в новой литературе. Но все эти ответы уже есть. В тех же романах Толстого. И чтобы это понять, достаточно просто отправиться туда, где он жил. И творил.

Ясная Поляна. Усадьба Толстого. Кажется, что время здесь остановилось. Кажется, что его семья продолжает жить здесь. И вот-вот он вместе с Софьей Андреевной выйдет на балкон. Вот такие усадьбы должны быть местом силы для настоящего и будущего русской культуры.

Да, мы живем в эпоху перемен. Это очевидно. И тот, кто поймет эту эпоху, и будет держать этот мир в своих руках. Пожалуй, остался на форуме один вопрос: в чьих руках окажется мир? И кто будет крутить земной шар? Особенный и точный смысл эти фразы приобрели, когда прозвучали из уст популярной музыкальной группы во время концерта на Дворцовой площади в честь открытия в культурной столице культурного форума.