В гостях у программы «Утро в Петербурге» Зоя Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Ксения Бобрикова, ведущая: В субботу, 4 ноября, в Аполлоновом зале Главного музея страны откроется выставка Перуджино «Портрет молодого человека» к завершению реставрации. Экспозиция приурочена к 500-летию со дня смерти Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи, больше известного как Пьетро Перуджино, одного из выдающихся мастеров итальянского возрождения и учителя Рафаэля. Почему Перуджино взялся за этот портрет, ведь известно, что он любил работать с монументальным форматом и нечасто обращался к портретному жанру?
Зоя Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Документальных свидетельств, которые бы нам рассказали, почему он обращался к портрету, и что связывало Перуджино с этими людьми нет. А если это портрет неизвестного человека, то здесь будет ещё сложнее.
Василий Киров, ведущий: В этом портрете можно увидеть и черты автора, есть множество теорий на эту тему. Подтверждаете ли вы их?
Зоя Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Хочется верить, что это может быть автопортрет художника. Слишком он проникновенный, с меланхоличным настроением. Румянец заставляет нас поверить, что это автопортрет, но есть некоторые сомнения.
Василий Киров, ведущий: Что отличает работы Перуджино от других мастеров эпохи Возрождения?
Зоя Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Произведения Пьетро Перуджино были широко доступны современной публике. Леонардо Да Винчи, художник и философ, был доступен крайне редко, так как мало создал, и все это находилось в собраниях аристократии. А Пьетро работал для больших соборов, церквей, у него была большая мастерская, и он был открыт всем художникам — он не был мизантропом. Его творчество послужило образцом или формулой эпохи высокого Возрождения. Многие заказчики, видя произведения Перуджино, хотели подобное и себе.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как портрет молодого человека кисти Перуджино появился в Государственном Эрмитаже?
Зоя Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Покупка у частного лица, преподавателя кадетского корпуса Львова. Тогда не было Императорского музея Эрмитажа, а была покупка в императорскую коллекцию. С открытием музея император Николай I распорядился, чтобы этот портрет стал доступен публике, но его специально готовили для экспозиции.
Ксения Бобрикова, ведущая: Для чего реставраторы в ХIХ веке переводили эту работу с деревянной доски на холст?
Зоя Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: ВXIX веке было принято переводить высококлассные произведения с деревянной поверхности на холст, это было связано с новыми технологиями. Считалось, что деревянная доска очень плохо сохраняется, а при переносе живописи на холст время ее сохранности увеличивается.
Василий Киров, ведущий: Как происходила реставрация?
Зоя Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Глядя на это произведение, понятно, что оно проживало долгое время, несколько столетий. Когда смотришь на вещь, которую реставрировали в XIX веке, иногда хочется что-то подправить, снять желтый музейный лак, убрать поздние записи подновления и увидеть истинную авторскую руку.
Ксения Бобрикова, ведущая: Говоря о завершившейся реставрации картины Перуджино, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал, что на подходе еще несколько реставрационных сенсаций. Что за сенсации?
Зоя Купцова, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Любое прикосновение к произведениям западноевропейского искусства — это всегда интересно, красиво и необычно. Всегда многое узнаем. На подходе у нас произведения ученика Леонардо Да Винчи — Бернардино Луини, и это тоже сложная реставрация нескольких произведений. Они не могут войти в экспозицию без выставки к окончанию реставрации.