В гостях у программы «Утро в Петербурге» Юлия Осичанская, юрист.

Василий Киров, ведущий: За последние 5 лет число онлайн-покупателей в России выросло вдвое.

Ксения Бобрикова, ведущая: Главные причины покупать онлайн — это возможность сравнить цены, сэкономить силы, которые потребовались бы на поездку в магазин и сделать покупку в любое время из любого места. Меняются ли права потребителей при покупке товара дистанционным способом?

Юлия Осичанская, юрист: В общей части права потребителя сохраняются независимо от способа покупки товара, но есть некоторые особенности, которые покупатель может реализовать при возврате товара.

Василий Киров, ведущий: Почему в обычном магазине мы не можем сделать возврат нижнего белья или косметики, а через онлайн это возможно?  

Юлия Осичанская, юрист: Данные товары вернуть нельзя в соответствии с постановлением Правительства 2020 года. Есть перечень товаров, в том числе нижнее белье, косметика, личная гигиена, потому что они расположены близко к телу. Но если мы купили косметику или другие товары онлайн, то мы во время покупки не можем потрогать или примерить и выбираем по картинке. Поэтому и в законе о защите прав потребителей и в данном постановлении Правительства прямо указано, что данные правила о невозможности возврата или обмена не распространяются на товары, которые мы приобрели дистанционным способом. Возврат может быть по двум причинам, когда товар качественный и он просто не подошел по той или иной причине и когда некачественный товар, то есть вы обнаружили какой-то брак. Мы можем отказаться от качественного товара в любой момент до его доставки, а после доставки в течение 7 дней, но главное, чтобы он не был вскрыт, и упаковка была целая. Все чеки желательно сохранить. Еще важный момент, — если продавец в момент доставки товара вас не уведомил письменно, что у вас есть 7 дней на возврат, то в таком случае вы можете вернуть товар в течение 3 месяцев.

Василий Киров, ведущий: Как быть, если коробку вскрыли не в присутствии курьера, а через день и обнаружили брак?

Юлия Осичанская, юрист: В таком случае мы обращаемся к продавцу, фотографируем или снимаем видео товаров со всех ракурсов и пишем ему претензию. В том случае, если продавец отказывается, назначается экспертиза и эксперты имеют возможность и полномочия определить по какой причине данный брак имел место быть. Оплачивает экспертизу продавец.

Ксения Бобрикова, ведущая: Законно ли взимать плату за доставку товара, особенно на маркетплейсах?

Юлия Осичанская, юрист: Здесь мы должны обратить внимание по какой причине имеет место быть возврат, если получили онлайн товар, примерили и поняли, что не подходит, но к качеству претензий нет, то по закону о защите прав потребителей расходы за доставку товара от покупателя к продавцу ложатся на покупателя.