В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Гилёва, психолог.

Василий Киров, ведущий: Министерство Просвещения России обновило рекомендации по организации домашней учебной работы. 

Ксения Бобрикова, ведущая: К примеру, нормативы изменились у первоклассников — выполнение домашних заданий не должно занимать больше часа, а у выпускников больше 3,5 часов.

Василий Киров, ведущий: Кроме того, школьникам на больничном не рекомендовали задавать домашние задания, а тем, кто их делает на компьютере, советуют проводить за монитором не более 35 минут в день. Как вы прокомментируете такие рекомендации?

Татьяна Гилёва, психолог: Учитывая, что до этого они провели какое-то количество времени в школе, добрались до дома, сходили в кружки и секции, то цифры эти звучат пугающе. Еще важная особенность данного возраста, особенно младшего дошкольного, что деятельность должна переключаться. Тогда в этот час входит не только письменная работа, но и физическая разминка. Нужно понимать, что иногда домашнее задание не всегда про домашнее задание — для ребенка это может быть временем с родителем.  

Ксения Бобрикова, ведущая: Как соблюсти границу, чтобы и свое время не тратить, и при этом у ребенка была какая-то инициатива и его зона ответственности?

Татьяна Гилёва, психолог: Самый лучший вариант — проводить время вне домашней работы, чтобы не образовывался дефицит у ребенка. Важное понятие — зона ближайшего развития, то есть что-то ребенок может сам, а что-то только с помощью взрослого. Родителям важно это понимать. В какие-то моменты нужно включаться, но на моменте, когда мы переходим к домашним заданиям, ребенка нужно не учить конкретным цифрам и написанию, его нужно учить тому, чтобы делать домашнее задание. Важно научить учиться, так как у ребенка внутренний контроль еще не сформирован. Можно использовать напоминание на телефоне, которое сообщает о важности выполнения домашнего задания. Научить режиму и организации пространства во время выполнения уроков, чтобы не было вокруг отвлекающих факторов. На этом этапе можно рассказать ребенку, как работает мозг и фокусируется внимание.

Василий Киров, ведущий: Что делать, если ребенок живет в идеальном режиме, не превратится ли он в робота, не произойдет ли в подростковом возрасте срыв?

Татьяна Гилёва, психолог: Надо искать хорошего психолога, потому что он в какой-то момент может понадобиться. Так как ребенок, который четко структурирован и не выполняет свою главную задачу — не играет и в его жизни очень мало спонтанности, а, соответственно, все напряжение, которое у него накапливается, нигде не сбрасывается. Потом могут наблюдаться тики либо навязчивые движения, либо ребенок может долго копить напряжение и устраивать истерики и срывы. Поэтому важно не перегибать палку и давать возможность для свободного времени и детства. Нужно давать свободу действий, иначе ребенок все время будет хорошим исполнителем и никогда не сможет сам рассчитывать свое время. Такие дети в дальнейшем приходят на прием и не могут даже сказать, что они хотят, потому что так плохо знают и чувствуют, что им нужно и за них решают все родители.