Эхо войны на Ближнем Востоке. Кто из петербуржцев оказался в центре конфликта, за которым сейчас наблюдает весь мир? И какие исторические параллели можем сделать сейчас, спустя 50 лет, когда мы это всё уже видели? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь переходим к главной теме этой недели. Это война. Война, которой не было уже 50 лет – с 1973 года, с момента Войны Судного дня между Палестиной и Израилем. Опять, как в старые советские времена, в новостях замелькали названия «сектор Газа», «Западный берег реки Иордан».

Сектор Газа – это крошечная территория длиной в 40 км. Это как у нас до Сестрорецка. Ширина сектора Газа – от 6-ти до 12-ти километров в разных местах. Можете себе представить, насколько это маленькое пространство, и какие глобальные последствия теперь могут возникнуть из-за этой территории для всего мира? Историческая и очень страшная параллель заключается в том, что почти день в день, спустя ровно полвека, ситуация повторяется.

Тогда арабо-израильская война началась 6-го октября 1973 года. Страшная война. Бесконечная война. Война, которая свидетельствует о том, как в этом хрупком мире мы не можем быть вместе. А должны. Другого выхода у нас нет. Мир у нас один. Земля одна.

В буквальном смысле находят воплощение строки нашей известной ленинградской песни тоже полувековой давности, когда тоже был конфликт между палестинцами и израильтянами. «А небо год от года, всё давит тяжелей. Дрожит земля от гула ракетных кораблей». Что делать?

Этот вопрос сейчас, как бы страшно это ни звучало, но, быть может, даже важнее, чем «кто виноват»? Давайте попробуем разобраться в этом конфликте. Но без эмоций – они сейчас захлёстывают. Просто только факты. Исторические параллели и цитаты на сегодняшнюю очень непростую реальность. Взгляд из Петербурга. Антон Цуман продолжит тему».

Поводом для новой эскалации войны на Ближнем Востоке стала иерусалимская мечеть Аль-Акса. Конечно, многие скажут, что это лишь повод, причина гораздо глубже. Но любой хорошо понимающий арабский восток знает: Аль-Акса — место сакральное для всех мусульман. И такую агрессию палестинцев связывают с рейдом израильского спецназа в мечети на Храмовой горе. В священном месте и мусульман и иудеев.

Исследователь-арабист Андрей Вассоевич поясняет, почему именно эта мечеть может послужить поводом для начала более кровавых боевых действий. Аль-Акса стоит над фундаментом Иерусалимского храма. А начало пожара на Ближнем Востоке лежит в 7-м веке, когда три иудейских племени отказались следовать за пророком Мохаммедом и молодой религией ислам. Что отражено в строках Корана, которые можно трактовать по-разному. Чем и пользуются сегодня радикальные группировки.

Впервые название Палестина явно проявилось на политической карте как британский мандат — осколок Османской империи. В 1947 году по инициативе ООН было решено создать на этой территории два государства с определением границ по местам арабских и израильских поселений. Но совместить рядом два народа с вековыми противоречиями оказалось утопией. После войны, которую в Израиле назовут «войной за независимость», а в Палестине «катастрофой» – Израиль расширил свою территорию.

Один из документальных фильмов — иллюстрация того, что эта земля стала одной из точек противостояния двух сверхдержав: СССР и США. СССР на стороне арабских стран, США на стороне Израиля. Вот что писали об арабо-израильских конфликтах советские газеты того времени: «Отповедь сионистам», «Покончить с провокациями», «Замыслы аннексионистов». Что уж говорить о том, что Ближний Восток проникал и в культурную жизнь?

Вот оно — отражение международной политической обстановки конца 60-х начала 70-х годов, когда по просьбе Египта, проигравшего в 1967-м 6-дневную войну с Израилем, Советский Союз направил в страну в общей сложности 20 тысяч военных специалистов. С задачей обучить египетскую армию.

Владимир Блондин, преподаватель арабского языка Университета имени Герцена, был военным переводчиком во время так называемой войны на истощение, когда Египет готовился вернуть захваченные Израилем территории. Один из тех, кто видел арабо-израильские войны «изнутри». Неоднократно попадал под ракетные обстрелы. Но сегодняшний конфликт, по его мнению, совершенно другой. И по природе, и по уровню ожесточения.

Ещё одно важное отличие нынешнего конфликта на ближнем востоке в том, что он происходит в совершенно другой медиареальности. Эпохи качественной телевизионной картинки и широкополосного интернета, когда все происходящие события транслируются непрерывным потоком 24/7 в СМИ и социальных сетях.

По мнению политолога Дмитрия Солонникова, если раньше задача медиа состояла в трансляции фактов, то теперь их задача — воздействовать на зрителя. И этим пользуются обе стороны конфликта. Подлинность информации отходит на второй план. Главное — нужные эмоции: страх и ненависть.

По статистике, около 10% из 9-миллионного населения Израиля — выходцы из России. И чтобы быть действительно объективными, мы попросили их рассказать о том, как они живут в эти дни.

Алексей Завьялов показывает нам своё домашнее убежище. Это север Израиля, где сейчас наиболее спокойно и не слышно сирен воздушной тревоги. Другая картина сейчас в Хайфе, где с самого первого дня начат сбор гуманитарной помощи.

Журналист Дарья Милявская уже несколько лет живёт в Израиле. Говорит, что жители городов уже приспособились к постоянному напряжению. Но все как один ждут только одного.

Что происходит в Секторе Газа мы можем судить лишь по кадрам новостной хроники. Этот небольшой анклав уже отключён от связи, электричества и водопровода.

А это уже Петербург, в Большой хоральной синагоге на этой неделе молились за весь Израиль. Один из тех случаев, когда в огромном зале просто нет свободных мест. Здесь, за тысячи километров от израильских городов, где звучат сирены воздушных тревог и разрывы ракет.

А живущие в Петербурге представители арабского мира на все вопросы журналистов на эту тему чаще всего отвечают восточной мудростью. Молчание — золото. Но то, что эту проблему можно решить, без малого, лишь всем миром — не сомневаются.

По словам руководителя русско-арабского культурного центра Ваддаха Ал-Джунди, в Петербурге проживает несколько сотен палестинцев и выходцев из Сектора Газа. В основном это медики и студенты. Многие уже живут здесь десятки лет, и пока им остаётся только с тревогой наблюдать за ситуацией.

И это тот факт, который характеризует длящуюся уже столетия войну на ближнем востоке. Новый кровавый акт, которой начался почти день в день с годовщиной войны 1973 года, войны «Судного дня». И это не совпадение, а напоминание, что за прошедшие 50 лет мы так и не научились договариваться. А научиться придётся, другого выхода нет. И это касается не только израильтян и палестинцев, а всех нас. Весь мир. Который у нас один на всех.