КСЕНИЯ СОТНИКОВА, корреспондент:

Петербург насчитывает около сотни рек и каналов! И за трёхвековую историю Северной Венеции наводнения терзали её более 300 раз. Первое произошло всего спустя несколько месяцев со дня основания города.

30 августа 1703 года размыло Заячий остров. Вода поднялась более чем на два метра. Разгулявшаяся Нева разметала и увлекла за собой строительные леса. Но куда более масштабным стало наводнение 1777 года, когда напор воды с корнем вырывал деревья в садах и сметал все на своем пути. Много людей погибло. Осознавая масштабы разрушений Екатерина Вторая распорядилась немедленно разработать план на случай опасности. С тех пор о надвигающейся угрозе горожан стал оповещать выстрел пушки со стен Петропавловской крепости.

Самое страшное наводнение случилось в 1824 году. Вода тогда поднялась более чем на 4 метра. Об этом катастрофическом уровне напоминают многочисленные таблички на фасадах зданий. И на этом доме, куда в будущем Федор Достоевский поселит главного героя своего романа «Преступление и наказание» — Родиона Раскольникова.

Жуткая катастрофа обрела литературное воплощение в поэме Александра Пушкина «Медный Всадник», в ней поэт описал размах ни на шутку разгулявшейся стихии:

…Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась <…>
И всплыл Петрополь, как Тритон,
По пояс в воду погружён…

Второе сильнейшее наводнение произошло через сотню лет. Тогда уже в Ленинграде в 1924 году уровень воды поднялся на 3 метра и 80 сантиметров выше ординара. Затопило в том числе Адмиралтейскую набережную, Исаакиевский собор и Стрелку Васильевского острова.

Проблему наводнений в Петербурге решило открытие дамбы. С 2011 года она не дает обрушиться на Северную Венецию масштабным потопам. А о прошлых напоминают теперь только таблички, отметки на фасадах зданий и набережных.