В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Саятина, заведующая Лабораторией научной реставрации фотоматериалов Государственного Эрмитажа.
Ксения Бобрикова, ведущая: Сегодня мы отправимся в одно из значимых мест главного музея страны — в лабораторию научной реставрации фотоматериалов. А как она появилась?
Татьяна Саятина, заведующая Лабораторией научной реставрации фотоматериалов Государственного Эрмитажа: Лаборатория появилась 1 сентября 2011 года. Тогда был у нас пятилетний совместный проект музея с американским благотворительным фондом, который был направлен на обучение будущих сотрудников лаборатории реставрации фотографий. Была оказана финансовая помощь в закупке необходимого оборудования и материалов для хранения и реставрации.
Ксения Бобрикова, ведущая: А до 2011 года фотографии никак не реставрировали?
Татьяна Саятина, заведующая Лабораторией научной реставрации фотоматериалов Государственного Эрмитажа: Фотографиям всегда уделялось должное внимание. Наши коллеги — реставраторы из Восточной живописи, реставрировали фотографии. Это было одно из направлений их работы.
Василий Киров, ведущий: С какими повреждениями приходилось чаще всего работать? Сколько может занимать реставрация одной фотографии?
Татьяна Саятина, заведующая Лабораторией научной реставрации фотоматериалов Государственного Эрмитажа: Срок сложно спрогнозировать. Все зависит от состояния фото и сохранности.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какие процессы включает в себя реставрация фотографии?
Татьяна Саятина, заведующая Лабораторией научной реставрации фотоматериалов Государственного Эрмитажа: Это обеспыливание, укрепление разрывов, укрепление, восстановление утраченных фрагментов и исправление деформации.
Ксения Бобрикова, ведущая: Кто принимает решение о том, какой будет реставрация? Если допущена ошибка, то процессы реставрации обратимы?
Татьяна Саятина, заведующая Лабораторией научной реставрации фотоматериалов Государственного Эрмитажа: Реставратор не имеет право принимать решение самостоятельно. Все решается коллегиально на реставрационных комиссиях, куда входит наш научный сотрудник и Хранитель коллекции. Самое важное кредо реставрации — это обратимость процессов.
Василий Киров, ведущий: Для чего нужна обратимость реставрации?
Татьяна Саятина, заведующая Лабораторией научной реставрации фотоматериалов Государственного Эрмитажа: Для возможности более точной реставрации.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как правильно хранить и экспонировать фотографии?
Татьяна Саятина, заведующая Лабораторией научной реставрации фотоматериалов Государственного Эрмитажа: Все фотографии, которые проходят реставрацию, в дальнейшем помещаются в картонное паспарту или специальный конверт из полиэфирной пленки. В хранении созданы климатические условия, которые поддерживают определенные параметры температуры и влажности для наилучшего сохранения экспонатов. А при экспонировании необходимо следить за светом.
Василий Киров, ведущий: Как сохранить фотографии в домашних условиях?
Татьяна Саятина, заведующая Лабораторией научной реставрации фотоматериалов Государственного Эрмитажа: Необходимо держать подальше от фотографий напитки и еду. Перед просмотром необходимо помыть руки. Все пометки делать только простым карандашом. Фотографии не должны контактировать друг с другом своим изображением.