ТАТЬЯНА ПАВЛЫЧЕВА, корреспондент:
Гавриил Романович Державин и Александр Васильевич Суворов — поэт и полководец, именитые деятели XVIII века и друзья. Последние дни жизни Суворова Державин находился подле него. По одной из версий историков именно Гавриил Романович придумал старшему товарищу эпитафию, которую сейчас можно прочесть на надгробии генералиссимуса в Александро-Невской Лавре «Здесь лежит Суворов».
Первая встреча этих великих исторических героев состоялась во времена пугачёвского бунта, тогда генерал Суворов в рапорте дважды отметил воинские успехи поручика Державина. Сам Гавриил Романович искренне восхищался полководцем и посвящал ему оды. В ответ на одну из первых — на взятие Варшавы, Суворов написал литератору доброе дружественное послание: «Песни Ваши, как важностью предмета, равно как и красотою и искусством возгремят в наипозднейших временах, пленяя сердце, душу, разум».
Державин был одним из немногих, кого Суворов охотно принимал во время своего трёхмесячного пребывания в Таврическом дворце. Гавриила Романовича восхитила в ту пору, что великий полководец по солдатской привычке ночевал на соломе, пренебрегая роскошной постелью. Впрочем поэту, много лет прослужившему в полку, подобный аскетизм был знаком и понятен.
Державин и Суворов ценили и уважали друг друга, и у них было очень много общих черт характера — решительность, целеустремленность, упорство. И поэтическое искусство одного, равно как и полководческое искусство другого оказали колоссальное влияние на культуру XIX века.