В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Николай Соболев, научный сотрудник Института компьютерных наук и кибербезопасности Политехнического университета Петра Великого.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сегодня поговорим о новых ухищрениях мошенников. Злоумышленники теперь не только звонят и представляются сотрудниками банка, но и присылают фото липовых удостоверений и документов. Также аферисты научились подделывать смс-уведомления о пополнении банковской карты и присылают документы сотрудника банка на бланке с логотипом. Как такое возможно?

Николай Соболев, научный сотрудник Института компьютерных наук и кибербезопасности Политехнического университета Петра Великого: Фальсификация документов — это уже не новая история. Раньше подделывали физические документы и с этим научились бороться. Сейчас все перешло в цифровое пространство. Есть множество программ для редактирования фотографий, которые позволяют, не прилагая больших усилий, добиться того, чтобы удостоверение выглядело как настоящее.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как понять, что удостоверение фальшивое?

Николай Соболев, научный сотрудник Института компьютерных наук и кибербезопасности Политехнического университета Петра Великого: Сотрудники банков и правоохранительных органов никогда не будут присылать в мессенджеры или на электронную почту своих документов.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как работает схема с смс-уведомлениями о якобы пополнении банковской карты?

Николай Соболев, научный сотрудник Института компьютерных наук и кибербезопасности Политехнического университета Петра Великого: Это называется фишинг. Эти сообщения очень похожи на правдоподобные. Когда вы переходите по ссылке в этом сообщении, то попадаете в окно авторизации и там просят ввести свой логин и пароль от банковской системы. Эти данные сразу передаются мошенникам. Все свои денежные поступления лучше проверять в банковском приложении.

Ксения Бобрикова, ведущая: А когда приходит смс о пополнении счета, и оно отражено в приложении банка? Как правильно себя вести в этом случае, чтобы не стать соучастником незаконной банковской деятельности?

Николай Соболев, научный сотрудник Института компьютерных наук и кибербезопасности Политехнического университета Петра Великого: Обычно после таких сообщений следует звонок с просьбой вернуть ошибочно переведенные средства на другой счет. Лучше не разговаривать с этими людьми, а позвонить по официальным контактам своего банка и сообщить эту информацию оператору. И вам далее подскажут что делать.

Василий Киров, ведущий: Что делать, если ты стал жертвой мошенников?

Николай Соболев, научный сотрудник Института компьютерных наук и кибербезопасности Политехнического университета Петра Великого: Главное — не паниковать. Звонить в банк, блокировать карты, писать заявление в полицию.

Ксения Бобрикова, ведущая: Есть ли какие-то приложения, которые можно установить на свой телефон для защиты от спама и подобных смс?

Николай Соболев, научный сотрудник Института компьютерных наук и кибербезопасности Политехнического университета Петра Великого: Сейчас многие банковские системы и сотовые операторы предоставляют услуги таких сервисов, которые блокируют входящие звонки от мошенников.