Если за последнее время вы прогуливались по Невскому проспекту, то наверняка заметили новую активность в окнах дома номер 19. Там располагается филиал Музея городской скульптуры, подготовившего экспериментальный проект «Просим снять!». «Великий металлист» Михаила Блоха, бюст Николая Добролюбова, памятник Александру Герцену и Софье Перовской, удивительно походящей здесь на символ французской революции — Марианну с полотна Эжена Делакруа. Для выставки «Просим снять» студенты-реставраторы из Академии Репина под руководством скульптора-реставратора Павла Игнатьева реконструировали по сохранившимся фотодокументам гипсовые модели пяти утраченных памятников 1918-1920-х годов, которые устанавливали в Петрограде, реализуя ленинский план монументальной пропаганды. Произведения тогда были созданы из недолговечных материалов для временной установки на улицах. Судьбу монументов (а именно, какие из них будут отлиты в бронзе) должны были решать горожане. Так проект был рассчитан на активное вовлечение жителей в диалог.
«В этой программе участвовали как и скульпторы старшего поколения академических взглядов, так участвовали молодые скульпторы, которые пытались новую стилистическую ввести, революционную. Сейчас для нас даже кажется ничего особенного не в футуризме, а с футуристическими приемами было сделано. На тот момент зритель даже не мог воспринимать, что это изображение Софьи Перовской, говорили: «Нет, это не она». Они стояли какое-то время, у каждого из них разная судьба. В документах нет такой строчки «просим снять», но контекстуально она отображает настрой зрительский. Обычно создаются небольшие работы, а здесь уникальная сложилась ситуация, что студенты могли попробовать создать эти произведения в большом размере, это такое серьезное задание даже для профессионального скульптора. С разных ракурсов, ведь никто скульптуру с задней стороны не снимал», — рассказал скульптор Павел Игнатьев.
Показывая гипсовые модели в окнах на Невском, 19, музей словно возвращает их на какое-то время в пространство города. На выставке также можно увидеть фрагменты исторических фотографий, электронные версии газетных публикаций об открытии памятников. Достаточно запустить специальный телеграмм-бот.