В этом году исполняется 95 лет со дня рождения одного из самых загадочных композиторов, Олега Каравайчука. Его не стало 7 лет назад и в Атриуме Главного Штаба Государственного Эрмитажа — значимом для музыканта-импровизатора месте — прошёл вечер памяти. Здесь в музейных залах он писал и исполнял свои произведения.

МИХИАЛ ПИОТРОВСКИЙ, генеральный директор Государственного Эрмитажа:

Олег Каравайчук — это знаковая и значащая личность для всего Петербурга, Ленинграда и нашей культуры. Всего несколько во всей истории 20 века, наверное, есть людей, которые так обозначают тот Петербург, глубокий, исторически глубокий, интеллигентный, дворянский, исторический петровский Петербург, как Каравайчук. И, конечно, он с Эрмитажем оказался связан, чем дальше, тем больше. Так много писал и вдохновлялся Эрмитажем и понимал всю ту мистику, которую содержит в себе музей.

Зрители увидели редкие архивные кадры. За фортепиано в Малиновой гостиной Зимнего дворца — сам Каравайчук 8 лет назад. На импровизированной сцене здесь и сейчас — артист балета, художник и друг композитора, Марат Шемиунов с пластическим этюдом «Гробный вальс».

МАРАТ ШЕМИУНОВ, премьер Михайловского театра:

Знаете, это именно те записи, которые попали к нам из рук в руки от Олега Николаевича, и в этом их ценность, их важность, в этом их живой импульс к нам сегодня, здесь, в Эрмитаже. Эрмитаж — это приют отшельника. Олег Николаевич был в каком-то смысле отшельником в искусстве, в жизни, в творчестве, в музыке. Поэтому это место хранит его энергию. Я сегодня в наволочке, и это именно его инструмент — то, как он закрывался от зрителей, закрывался в себе в свой Эрмитаж.

Сам Олег Каравайчук — автор перформансов и импровизаций — вошёл в историю как яркий, а порой нередко противоречивый кинокомпозитор, но при этом один из самых успешных. Его высоко ценили и почитатели таланта, и музыканты, композиторы. Сам Шостакович, по ряду свидетельств, называл Каравайчука гением. И сегодня его творчество продолжает вдохновлять современных режиссёров и артистов.