Андрей Смирнов, ведущий:

Прогуливаясь по Петроградской набережной, нельзя не заметить среди современной архитектуры Петербурга вот это старинный особняк, построенный в стиле неоренессанса. Когда-то он принадлежал потомственной семье петербургских немцев по фамилии Шрёдер. Эти люди вошли в историю нашего города, всей России, да и по большому счёту всего мира, как уникальные инженеры, уникальные изобретатели, совершившие настоящую революцию в создании музыкальных инструментов.
Знаменитый особняк Шрёдера до сих пор живёт полной жизнью. Вот как это вам удаётся?

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Мы сюда пришли с творческой мастерской в 2017 году. И тогда же у нас первый концерт начался. И он прямо здесь в фойе первого этажа был, потому что концертный зал тогда ещё не был готов. И спустя месяц нам написали потомки Шрёдеров. Они написали такую фразу: «Спустя ровно 100 лет, то есть в 1917 году особняк прекратил функционировать как концертный зал, и в 2017 он снова вернул своё предназначение».

Андрей Смирнов, ведущий:

Хорошо, давайте тогда вспомним историю, в принципе, знаменитой семьи Шрёдеров.

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Шрёдеры — это династия немецких мастеров фортепиано и роялей. И на Петроградской набережной у них был дом жилой и фабрика, которая занимала целый квартал. До полутора тысяч роялей в год они выпускали. Это были самые лучшие рояли по всему миру. Кроме того, слово «рояль» произошло после Шрёдеров. До этого такое приспособление для игры музыкальных произведений называлось флигель. Ведь это арфа. А к ней прикреплены молоточки. И вот видите контур арфы. И когда это было ещё флигелем, то вот этот контур, он был из наборных дощечек. А Шрёдер впервые придумал гнуть, и привёз на выставку в Сан-Франциско.

Андрей Смирнов, ведущий:

То есть это его изобретение?

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Да. И когда расчехлили, то американцы воскликнули — рояль, что в переводе означает крыло. И до сих пор в архиве, когда я какие-то документы достаю, перевожу на русский, пишут крыло Шрёдера. Шрёдер очень много инноваций ввёл. Например, перекрёстное расположение струн. Видите, нижний регистр, верхний регистр. Арфа, она длинная, а для того, чтобы получить кабинетный рояль, потому что все композиторы Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Лист, Шуман, у них у всех квартирки — куда невозможно занести концертный рояль. И он сделал кабинетный рояль — разделив. Карл Шрёдер изобрёл двойную репетицию молоточков, и получил обертона, то есть молоточек не один раз ударяется, а два. Клавиатура расширилась, она очень лёгкая. И музыканты очень ценят за лёгкость, беглость клавиатуры.

Андрей Смирнов, ведущий:

Будем придерживаться этой легенды — то, что Шрёдер совершил настоящую революцию в вопросах музыкального производства.
Мы находимся в особняке Шрёдера. Знаменитая его парадная лестница — Слава Богу, сохранилась. Это действительно особняк был не только как жилое пространство, но и как некое такое, наверно, любопытное место на Петроградской стороне, куда приходило огромное количество знаменитостей того времени?

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Безусловно. Семья Шрёдеров большая: 3 сына, 2 дочери, жена. Они жили во флигеле. А здесь в фойе собирались гости, и проходили в концертный зал по этой мраморной лестнице. Очень интересные ступени такие с выемками. И когда ты понимаешь, что эти ступени протёрлись под чьими подошвами, то тогда.

Андрей Смирнов, ведущий:

Рубинштейн наверняка здесь частенько бывал.

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Да, Рубинштейн самый лучший друг. Антон Рубинштейн основатель Санкт-Петербургской консерватории, Николай — Московской консерватории. Соответственно композиторы «Могучей кучки» — Бородин, Римский-Корсаков, Балакирев, Шаляпин, он неподалёку жил, Кшесинская неподалёку. У Шрёдера был концертный зал на Невском, 52. туда можно было купить билет, а сюда можно было прийти только по приглашению.

Андрей Смирнов, ведущий:

Это правда, что компания Шрёдера поставляла свои рояли практически во все королевские, императорские дома Европы, включая наш естественно?

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Поставщик восьми императорских дворов. Ну что такое поставщик? Это означает все императорские театры, все учебные заведения, все военные ведомства укомплектованы этими роялями.

Андрей Смирнов, ведущий:

Я знаю то, что вот эта гостиная, либо же какой-то малый зал в своё время, при Шрёдерах, тоже пользовался большой популярностью из-за своего уникального декора, который, Слава Богу, тоже сохраняется.

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Такие небольшие тайны здесь есть. Дверь, через которую мы вошли, её не было в XIX веке. Здесь была просто ниша. А пройти вот в этот зал можно было только через центральные двери. Мы когда пришли, до нас здесь был станкостроительный техникум, и здесь было всё закрыто просто досками. И мы когда сняли доски, обнаружили великолепную дверь. И мы тогда поняли, что в эту комнату можно было пройти только тому, кого Шрёдер сюда пригласил. И я предполагаю, что здесь стоял овальный стол, потому что по всему периметру находятся маскароны. Они зашифрованы, здесь очень много символов тайных. И куда бы гость Шрёдера не сел, необходимо было, чтобы он этот символ увидел.

Андрей Смирнов, ведущий:

Здесь решались музыкальные судьбы.

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Я думаю, что не только музыкальные, потому что Шрёдер был кавалером, дважды кавалером Шотландского Ордена, а это очень важные персоны. Я даже предполагаю, что он был масон, потому что Шотландия — родина масонов. Крест кавалерский не так просто. Поэтому я думаю, что он активно участвовал и в политике всего мира.

Андрей Смирнов, ведущий:

Анастасия, знаю, что за этими дверями скрывается тоже уникальное помещение особняка Шрёдера — это тот самый концертный зал. Мы хотим напроситься туда попасть.

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Я вас приглашаю. Давайте зайдём. Сейчас здесь творческая мастерская. Две сцены: концертная и театральная. В XIX веке именно так и было. Сейчас во многих особняках оставили одну сцену, а мы решили оставить две. Просто разворачиваем стулья.

Андрей Смирнов, ведущий:

Получается такой зал-трансформер XIX века.

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Так и было. И если мы посмотрим наверх, то везде мы видим лепнину. И она разная. То есть она абсолютно не повторяемая. За исключением вот этих Амуров по центру портала одной сцены, и Амуры по центру портала другой театральной сцены, что как раз подтверждает, что в XIX веке здесь также было две сцены.

Андрей Смирнов, ведущий:

Я знаю то, что вообще особняк Шрёдеров был одним из таких, ну не то, чтобы дипломных, первых проектов архитектора Василия Шауба, который потом уже зарекомендовал себя как большой мастер в вопросах эклектики, модерна и так далее, и тому подобное. И насколько я понимаю, что вот это теперь памятник не только самим Шрёдерам, но и этому архитектору?

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Этот миф я сейчас разрушу. В 90-х годах, когда присваивали статус памятника, была научно-проектная документация, в которой гипотетически предположили, что в 1873 году Шауб. И просто предположили, потому что по стилистике похоже. И не подумали о том, что Шаубу в это время было 12 лет.

Андрей Смирнов, ведущий:

Да, вы что?! То есть фактически Шауб это не строил?

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Нет. Затем почему-то изменили, ну для того, чтобы это оправдать, изменили на 1888 год.

Андрей Смирнов, ведущий:

То есть получается, мы можем ответственно заявить, что Василий Шауб к этому дому не имел никакого отношения.

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Не имел отношения. Его подписи на чертежах нет. Есть подпись на флигеле, но флигель не имеет отношения к нашему дому, а это флигель по другому адресу. Но они всё равно имеют друг к другу отношение, потому что Шауб учился в одной школе с Карлом Шрёдером, со старшим сыном, за одной партой сидели. Они дружили.

Андрей Смирнов, ведущий:

Вопрос такой — есть ли какие-то интересные моменты, связанные вот с этой театральной, концертной площадкой времён Шрёдеров? Быть может здесь, я понимаю, что Шаляпин выступал, многие другие.

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

На этой сцене выступал Шаляпин. Там концертная гримёрка, где Шаляпин распевался. Они все преподавали музыку, и Шаляпин, и Шрёдеры. Это уже самый последний рояль — модерн. И вы видите, что рама полностью чугунная. Это уже действующий. Мы их не отдаём в реставрацию, потому что у Карла Шрёдера был брат, который жил в Риге, у него была фабрика лакокрасочная. И как у скрипки Страдивари у рояля тоже особый лак. Поэтому если мы отдадим в реставрацию, мы это потеряем. А мы хотим сохранить аутентичный звук.
У нас два рояля. Этот в стиле классицизма. В классе музыки барокко. Модерн, классицизм. Иногда у нас бывают концерты, которые называются «Винтаж на два рояля». И они звучат по-разному. Этот мальчик, а там девочка.
И музыканты, что интересно, они интуитивно выбирают. В паре чаще всего играет мужчина-женщина, и они интуитивно так и садятся. Мы когда купили первый рояль Шрёдера, сейчас он в классе музыки, пригласили настройщика. Настройщик пришёл, посмотрел и говорит: «Поздравляю, вы купили дрова для мангала». Я его сразу убрала. Нашла другого настройщика — у него специализация по старинным инструментам, Олег. Он подошёл к роялю, погладил и сказал: «Ну, здравствуй, батюшка Шрёдер».

Андрей Смирнов, ведущий:

Мы дошли до кабинета Шрёдера, как я понимаю.

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Мы предполагаем, что пианино Шрёдеру принадлежало. Мы его купили и выяснили в последствие, что вся инкрустация и роспись инструмента совпадает с лепниной, росписью самого особняка. И в атласах инструментов, там же есть номера, мы выяснили, что этот номер в атласах не числится. Такой уникальный подсвечник. Здесь есть клеймо немецких мастеров оружейных и часовых. Стим-панк называется. Сейчас очень модный такой стиль.

Андрей Смирнов, ведущий:

Почему-то сразу сейчас вспомнил «Безумного Макса» и так далее. Кабинет Шрёдера, здесь и находился сам Карл Иванович Шрёдер?

Анастасия Козельская, руководитель «Творческой мастерской Анастасии Козельской»:

Кабинет состоял из двух частей, мы сделали одну часть. Видимо это была как презентационная комната. Особняк трижды оставался без хозяина, был без крыши, с распахнутыми окнами, разграблен трижды в течение одного-двух лет, в разный период по-разному. И соответственно здесь ничего не было. И мы купили какую-то стилизованную мебель, и примерно так поставили, предполагая как бы Шрёдер сделал здесь, как бы он там работал, но мы всем этим пользуемся, поскольку хотим сохранить дух жилого дома как при Шрёдере в XIX веке.