В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Ольга Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Василий Киров, ведущий: Накануне весь художественный мир отмечал 175-летие выдающегося французского живописца Поля Гогена. Его гений всегда связывают с зарождением и развитием постимпрессионизма. Как человек без художественного образования стал основателем целого направления?

Ольга Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Судьба Гогена уникальна. Но в тоже время и типична для XIX века. Его детство прошло в Перу. Это повлияло на его восприятие мира. И в дальнейшем его всегда влекла пряная роскошь тропиков.

Ксения Бобрикова, ведущая: У него было много учеников. И он же твердо знал, что станет известным и изменит художественный мир.

Ольга Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Это вера в себя, в свой талант. И четкое понимание того, что хочет сделать. Он всегда стремился к своему индивидуальному стилю и всегда шел наперекор правилам.

Ксения Бобрикова, ведущая: Гогена в России знали благодаря братьям Морозовым и Сергею Щукину. Почему его работы так полюбились нашим меценатам?

Ольга Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Наши коллекционеры уникальные личности. Они были такими же смелыми как Поль Гоген, Ван Гог и другие художники. Они обладали не только вкусом, но и особым чутьем. Это было маргинальное искусство. И только после смерти художника люди стали говорить о нем и устраивать его выставки.

Василий Киров, ведущий: Расскажите о проекте прошлого года, где был воссоздан иконостас?

Ольга Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Наша выставка стала финальным и мощным аккордом в череде коллекционерских выставок, посвященных Сергею Ивановичу Щукину, братьям Морозовым. Нужно поблагодарить Пушкинский музей, который нам доверил картины Поля Гогена.

Василий Киров, ведущий: В подготовке к выставке был проделан огромный фронт работ по реставрации. Разработали ли новые техники реставрации?

Ольга Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: И разработали, и разрабатываем. Каждая картина Гогена — это новая проблема. Каждая его картина — это новый подход, новая проблематика. У него были свои представления о прекрасном, о технике и технологии живописи. Он писал картины вдали от цивилизации, в нищите. У него были дешевые краски и не всегда в нужном количестве холсты.

Василий Киров, ведущий: Как происходит реставрация?

Ольга Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Сначала очень глубинные и вдумчивые исследования. Потом, после размышлений, можно подходить к этапам работы.

Ксения Бобрикова, ведущая: Поль Гоген покрывал свои картины воском, который со временем потускнел. А вы разработали технологию нагрева, чтобы можно было снять этот воск?

Ольга Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Действительно, воск заслонял первоначальные яркие краски картин, и создавалось ощущение матовости. Но сейчас у нас есть методика, разработанная Виктором Коробовым и нашей мастерской по возвращению воску прозрачности.

Василий Киров, ведущий: Какой ещё объем работ впереди?

Ольга Леонтьева, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Почти все картины Гогена представлены на экспозиции. Но впереди большая исследовательская работа, а потом уже реставрационная.