АНАСТАСИЯ ШАХОВА, корреспондент:

Это яйцо Николай Второй подарил своей супруге, Александре Фёдоровне, на Пасху 1898 года. Оно украшено — ландышами — любимыми цветами императрицы. На жемчужных лепестках сияют алмазы, а венчает яйцо миниатюрная копия императорской короны. Внутри — сюрприз. Это одна из самых известных пасхальных работ Карла Фаберже.

Для императорской семьи ювелир создал 50 таких драгоценностей, и каждая из них неповторима. Так, в яйце 1897 года в качестве сюрприза, который таился внутри, была воссоздана миниатюрная копия коронационной кареты. Над ней Георг Штейн, сотрудник фирмы, работал каждый день по 16 часов на протяжении полутора лет.

МАРИЯ ВАТАВУ, экскурсовод Музея Фаберже:

Знал ли сам император о том, какой будет пасхальный сюрприз? Нет. Самая главная задача, поставленная для компании Фаберже, — это удивлять каждый раз заказчиков. И видимо, фирма справлялась с этим. Наряду с уникальными ювелирными произведениями, выполненными по специальному заказу, фирма выпускала и массовую продукцию. Изделия все очень бытовые, функциональные. Это всевозможные портсигары, настольные часы, ювелирные фоторамки.

Драгоценности Фаберже стоили от одного рубля до нескольких десятков тысяч.
Причём, в конце года всю непроданную коллекцию Карл Фаберже переплавлял и изготавливал новые шедевры по последнему писку моды. Всемирной популярности предшествовала долгая работа. В возрасте 14 лет Карла отправили в путешествие по Европе, где он изучал тонкости ювелирного дела. А в 1867 году юноша устроился оценщиком и реставратором в Эрмитаж, где безвозмездно проработал 15 лет. Параллельно талантливый ювелир начал развивать семейный бизнес.

АНАСТАСИЯ ШАХОВА, корреспондент:

Основное ювелирное производство и магазин находились в собственном доме Карла Фаберже, который он купил в 1898 году за 407 000 рублей. Внешне здание практически не изменилось, сохранилась даже прежняя надпись. Также здесь находились мастерские и дизайнерская студия. Сами интерьеры практически не сохранились, но были восстановлены по фотографиям

СВЕТЛАНА ЩЕПЕЛЬКОВА, специалист по наследию Карла Фаберже:

Сейчас мы попадаем в бриллиантовую гостиную. Александр III, кто сделал поставщиком императорского двора Карла Густовича Фаберже, ОН здесь не был, а вот Николай Второй — все покупки, которые совершались с 1900 года, они совершались здесь.

Дом на Большой Морской был оборудован немецким лифтом-сейфом, взломать который было невозможно. В нём хранились все ценные бумаги, драгоценности и подарки, которые клиенты приобретали заранее и оставляли здесь на хранение. Свои драгоценности Карлу Фаберже доверяли Матильда Кшесинская, Варвара Базанова-Кельх и члены императорской семьи.

СВЕТЛАНА ЩЕПЕЛЬКОВА, специалист по наследию Карла Фаберже:

Это уникальная конструкция. Бронированная дверь весом в 1300 тонн, которая закрывалась, и механизм подъёмный, он находился под электрическим током. И даже если представить, что эту дверь открыли, всё равно содержимое сейфа находилось между этажей, его невозможно было достать.

До 1918 года ювелирный дом продал около 300 000 предметов, и все они были выполнены вручную лучшими мастерами того времени. После революции имущество Карла Фаберже было конфисковано, а ювелиру пришлось уехать из России. Возобновить своё дело за границей он не смог, но имя Карла Фаберже стало олицетворением неповторимости, изящества, роскоши и красоты.