Петербург — одна большая съёмочная площадка. Он нарушает все правила киноиндустрии. Ведь для каждого фильма нужны новые декорации. А Петербург всегда один, но всегда разный. Репортаж Полины Ганичевой.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь поговорим не о Петербурге. Поговорим про образы Петербурга. Те образы, которые были созданы в кинематографе. Их очень много: от Эйзенштейна с «Лениным в октябре» до Джеймса Бонда. Когда, помните, был воплощён самый страшный сон петербуржца — танк на Дворцовой площади рушит наследие петербургских зодчих. Ну, конечно, один из ярких примеров, который, кстати, во многом и способствовал появлению одного из брендов нашего города — Белые ночи, это Висконти. 1957 год, когда в окрестностях Рима были построены декорации Петербурга эпохи Достоевского. Получилось очень по-игрушечному. Но зато потом весь мир узнал, что у нас есть белые ночи. И в этом плане Петербург действительно уникальный город. Его декорации подходят для выражения любых эмоций, сцен, режиссёрских идей: романтических, трагических, исторических, географических — всё, что хочешь. Говоря языком «Бондианы», и целого мира не надо. Для съёмок. Достаточно одного Петербурга. Как это делается? И почему порой Петербург на второй план оттесняет даже игру других актёров и становится главным героем? И играет эту роль безупречно и изысканно? Полина Ганичева продолжит тему».

«Достояние республики»

Это признание в любви на очень понятном именно петербуржцу языке от автора и исполнителя, которые в Петербурге и не жили. Но героя Андрея Миронова Маркиза этот город, как в романсе, всё-таки хранил и оберегал… Пока действие не переместилось в музей-заповедник в Вологодской области.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Это с воды, глазами режиссёра Владимира Бычкова, всё это Петроград. А выше — буквально на верхнем этаже этого здания на пересечении Мойки и Зимней канавки — уже Ленинград. Через это самое окно — вот там под крышей — на нас сейчас смотрят ленинградский композитор и пианистка из Японии».

Это лиричный кинопетербург, который знает каждый. А вот он же в антракте между двумя эпохами. Это уже историческая драма «Обломок империи». 1929 год.

«Обломок Империи»

Красноармеец Филимонов после контузии не помнит ни себя, ни истории страны. Он был ранен в Петербурге, а очнулся в Петрограде. Этот немой диалог прошлого с настоящим сняли на площади Стачек.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Нарвские ворота — ДК Горького. Ампир — конструктивизм. И этой немой сцене не нужны слова. Только Петербург и немного магии монтажа. Сначала длинные статичные планы героя вот здесь, а потом резкий клиповый монтаж нового чужого мира».

«Окно в Париж»

А вот Петербург 90-х. В фильме Юрия Мамина «Окно в Париж» он как одна большая коммуналка. Тусклый, бедный, скученный. И соседи все с характером.

ПОЛИНА ГАНИЧЕВА, корреспондент:

«Да, Петербург и Париж всё ещё можно перепутать. Вот после бессонной ночи, если соседи шумели на крыше. А что?! Те же улицы, те же каналы. Но вот люди… Люди здесь особенные!»

В Петербурге можно найти всё: Венецию или Берлин, провинцию или мегаполис. А то, что нельзя найти, можно адаптировать — объясняет специалист по поиску киноплощадок Сергей Касатов. Встречу назначил у Нового Эрмитажа, который в одном из последних фильмов «сыграл» здание суда.

СЕРГЕЙ КАСАТОВ, основатель компании по поиску локаций для съёмок:

«Странные запросы были. «Есть ли у вас в городе площадь как Дворцовая, но только поменьше?». Ещё: «Хотелось бы здание, как атланты, но в другом месте — наверняка есть». Ну, у вас же Питер такой большой. Что у вас нет второй Дворцовой?»

Есть ещё одна проблема — доступ на площадки. Помните эту известную сцену из «Приключений Шерлока Холмса», снятую на Каменном острове? Здание, которое в фильме принадлежало Ирэн Адлер, и сегодня — тоже частная территория, но уже за забором и живой изгородью. Так что ближе, чем на 15 метров к дому не подойти даже Доктору Ватсону.

«Господин оформитель»

Есть разные архитектурные стили и эпохи, есть оттенки, которые нравятся или не нравятся режиссеру, но если снять нужно что-то, чего не существует или попросту не видно — нужен непарадный Петербург.

В этот второй двор на Галерной до сих пор приходят фотографироваться поклонники Олега Тепцова, режиссера фильма «Господин оформитель». И не только видят — слушают дом главного героя художника Платона Андреевича. Звук в фильме записывали прямо на площадке, без искусственной переозвучки в студии. Для режиссера (по первому образованию музыканта) это было принципиально. Поэтому все съемочные площадки должны были не только правильно выглядеть — звучать. Сейчас в доме Платона Андреевича располагается Всероссийское общество глухих. Можно даже подняться дорогой Грильо в исполнении Михаила Козакова наверх. Но квартиры художника там не будет. Фасады в фильмах Олега Тепцова почти не совпадают с внутренними локациями.

ДМИТРИЙ МИШЕНИН, писатель:

«Мистический Петербург во всей своей красе. Даже в диалогах героев. Так уже не говорят люди. «Где вы купили дом?» «На Островах». «А где вы жили раньше?» «В песках». Санкт-Петербург — это целый мир. И это мир географический, и это мир огромный культурный, потому что Платон Гастман — это европейская величина, а мистический Санкт-Петербург — как мистический Париж, мистический Лондон».

Он пугает и защищает, ускоряет и замедляет время, он сводит влюбленных и разлучает их навсегда. И все-таки для всех сценариев у Петербурга есть одно общее свойство: в кино он не может быть просто фоном. Это целый самостоятельный смысл, иногда даже герой. Главный герой. И эта роль ему очень идёт!