Мы знаем, что Петербург — современный мегаполис 21 века. Но в то же время часто называем его музеем под открытым небом или даже машиной времени. Порой стоит сделать шаг в сторону, чтобы переместиться на несколько веков назад — в Петербург совершенно другой эпохи. Репортаж Антона Цумана.
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Новые дороги в жизни современного динамичного мегаполиса всегда играют особую роль. И эта развязка — ещё одна примета Петербурга 21 века. Но уникальность нашего города, как мы уже говорили раньше в нашей в программе, в том и заключается, что эти современные урбанистические слои не стирают следы прошлого Петербурга. Нет, конечно, иногда происходит и обратное. Но такие масштабы, например, как в Москве, у нас эти явления, слава богу, не приобретали. Вот почему до сих пор удаётся сосуществовать старому городу и современному мегаполису вместе. И весь Петербург становится одной такой большой машиной времени, которая позволяет совершать путешествие в разные эпохи. Идёшь по какому-нибудь современном проспекту или улице, но можно сделать буквально несколько шагов в сторону, и раз — эффект машины времени. И ты уже оказываешься где-нибудь в Петербурге 18-го или 19-го веков. Давайте заглянем в этот город. Антон Цуман продолжит тему».
Популярный маршрут для прогулок на пешеходной 7-й линии Васильевского острова. Да, этот район застраивался в разные века. Но именно здесь можно перенестись в уголок 18 века, чудом уцелевший в эпоху массового строительства доходных домов.
С краеведом и заведующей библиотекой Мариной Бурыкиной останавливаемся возле одного из самых старых зданий Петербурга. 6-я линия, 13. Дом Троекурова. Пример образцовой, то есть типовой застройки петровского времени. Да, типовая застройка — не советское изобретение. Вот, например, чертёж дома для «подлых», то есть плательщиков податей. А вот двухэтажные дворянские особняки для набережных. А этот тип — для тех, кого бы мы сейчас назвали средним классом. И единственный сохранившийся его представитель — дом Троекурова.
Но если заглянуть внутрь, можно попасть в то место, где смешиваются сразу несколько эпох. И современная — в здании теперь устроен ресторан, и советская — с его бетонными лестницами, и даже осколки быта начала позапрошлого столетия с его шикарными изразцовыми печами, одна из которых дошла до наших дней.
И такие места, где в современном городе проглядывает век имперского Санкт-Петербурга, мы видим каждый день. Настолько часто, что уже даже и не обращаем на них внимания. Вот, например, спуск к Неве прямо напротив медного всадника. Следы, которые ведут в прошлое, к самой первой водной переправе через эту реку.
Член Топонимической комиссии Санкт-Петербурга Алексей Ерофеев помогает взглянуть на Университетскую набережную пытливым взглядом краеведа. И обращает внимание на то, что здания на Университетской набережной как будто ниже уровня земли. Особенно это заметно у входа в Меншиковский дворец. И это буквально окно в конец 18 столетия, когда гранитной набережной ещё не было, а берега Невы были пологими.
Или ещё один пример. Эти окошки на первом этаже здания Кадетского корпуса — примета того, что оно было построено до наводнения 1824 года. А кирпичом их заложили с вводом нового строительного устава, где такие подвальные окна в домах близких к набережным устраивать запрещалось. Так что связь Петербурга и водного пространства, по сути, связь между эпохами.
Зимний дворец и Зимняя канавка уже сами по себе погружают в атмосферу имперского Петербурга. Но есть одна деталь, которую просто не видно проплывающим мимо туристам. Вот она. Редчайшая примета эпохи. Элемент первой в Санкт-Петербурге системы водоотведения.
По сути, это один старейших в нашем городе предметов, которые мы сегодня называем канализационными люками. И это повод лишний раз внимательно смотреть не только под ноги, но ещё и на цоколи домов. С помощью исследователя Романа Коваленко обнаруживаем сразу несколько гранитных люков. Да, в непривычном для них вертикальном положении. Но вот он — воронка-желоб для стока воды и пробитые в камне отверстия.
Из-за этой долговечности они, по сути, и превратились в строительный материал, когда им на смену пришли более привычные люки из чугуна. Да, часто на таких люках с четырьмя характерными выемками можно прочитать «Канализация Ленинграда». Но появляться они стали задолго до революции.
Вот строительный чертёж домового колодца, 1890 год. Знакомые очертания, не правда ли? Только в углублениях размещены специальные деревянные вкладыши, которые, цитата: «смягчают удары копыт и предохраняют крышку от порчи». Да, больше чем за сто лет эти фрагменты Петербурга «эпохи гужевой тяги» повсеместно исчезли. Но нам удалось найти один такой, в Иностранном переулке.
Чем не подтверждение того факта, что Петербург прошлого можно увидеть даже под ногами? Взять хотя бы такой узнаваемый пример, как брусчатые мостовые. Как эта, в Тучковом переулке. Заря 20-го, Серебряного века и Петербурга и русской литературы. Кажется, стоит только прислушаться, и в шуме машин можно будет разобрать шаги Анны Ахматовой, которая жила здесь, неподалёку.
Но есть и место, где можно увидеть следы, по сути, первозданного Петербурга, первых десятилетий его существования. Причём возможность это сделать появилась совсем недавно. Вот он. Гаванец у Петровского дворца, который раскрыли в 2011 году в ходе реставрации Летнего сада.
Археолог Николай Новосёлов руководил работами, в ходе которых обнаружили подлинную известняковую отделку стенок маленькой гавани. Причальные кольца того времени. Но самое необычное — клинкерная, то есть кирпичная мостовая пристани. И ценность находки не только в том, что это, по сути, одна из первых не деревянных мостовых Петербурга. А то что она, можно сказать, помнит шаги основателя нашего города.
А это — ступени людских покоев, где изначально хранилась и коллекция только-только созданной кунсткамеры. Возможно, по этим ступеням заносили части янтарной комнаты. На её первое место хранения. Вот она, одна из визитных карточек Петербурга — живая история вокруг нас.
Да, мы живём в современном Санкт-Петербурге, мегаполисе 21 века. Но тот столичный, имперский Санкт-Петербург не затерялся в веках. И чтобы оказаться в нём, вовсе необязательно строить машину времени. Достаточно просто внимательнее смотреть по сторонам.