Неизвестные места и удивительные пространства для туристов и петербуржцев — в репортаже Ивана Уварова.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Теперь, после этих эпических смыслов, которые прозреваются только с высоты прожитых Петербургом веков, давайте вернёмся в наше время, в наш Петербург. И, внимание, пойдём на экскурсию по этому городу. Петербуржцы, конечно, не ходят обычными экскурсионными маршрутами, которые предлагают туристам. Там шумно и не очень интересно.

У нас свои, особые места и тропы в этом городе. Они часто лежат через проходные дворы, закрытые парадные или спрятанные от туристов уголки Петербурга, в которые не сразу и попадёшь. Эти маршруты знают избранные. И, проходя по ним, открывается абсолютно другой Петербург, который не ограничивается традиционным Эрмитажем, Царским селом, Петергофом или Спасом на Крови. Вот давайте проведём экскурсию по тем местам, куда не водят экскурсий. Нашим гидом сегодня поработает Иван Уваров. Ему слово».

Ротонда на Гороховой. В дореволюционном Петербурге — самое мистическое место, куда частенько захаживал Распутин. В Ленинграде — пристанище хиппи, поэтов-маргиналов и рок-музыкантов, которые превратили парадную в сцену. Здесь играл Цой, Гребенщиков, по этим ступеням поднимался герой Олега Меньшикова в фильме «Лестница»…

До недавнего времени Ротонда была закрыта для туристов. Все-таки это жилая парадная. Но с назойливыми и любопытными местные все-таки решили дружить. И теперь официально пускают в свой дом за добровольное пожертвование. Главное условие — соблюдать чистоту, тишину. И обязательно загадать желание. Ведь, как мы помним, Ротонда исполняет любое, даже, казалось бы, самое невероятное.

Только малоизвестные факты. Никакой воды. Все-таки бывший военный. У Евгения Вячеславовича все четко. По делу. И так всю дорогу. Все 268 ступенек, которые ведут под самый купол Кронштадтского Морского собора. На высоте 15-го этажа обещают роскошные виды и поразительную акустику. Да, туристический Петербург — это не только экскурсии по дворцам, соборам и подъем на колоннаду Исаакиевского собора. Другой, настоящий туристический Петербург это в первую очередь вот такие — головокружительные впечатления.

А можно наоборот — спуститься под землю, вернее, в подвал Исаакиевского собора. В котором расположен тепловой узел. От 18 до 20 градусов по Цельсию. Максимальная и комфортная температура для собора. Именно здесь следят за климатом помещения. Потому что температурно-влажностный режим для живописи — как воздух для человека. Поэтому в Исаакиевском регулируют, вернее, остужают воду, которая поступает из городской системы отопления.

Это то, что скрыто от глаз посетителей. Это то, куда сложно попасть обычному туристу. Но такой Петербург вам показать можем мы. Поэтому слова заканчиваются. Начинается музыка.

За 33 года здесь, в библиотеке Бестужевских курсов, у Алексея Викторовича не было ни одного дня, похожего на предыдущий. Каждое утро дарит новые открытия. Вы только представьте — здесь 50 тысяч книг. И каждая — со своей историей. Снимаем с полки первую попавшуюся. Наугад.

Кажется, что время здесь остановилось. Это, безусловно, достоинство библиотеки Бестужевских курсов, которую в 19 веке собирали из пожертвований. То есть каждая книга здесь — это подарок. Наверное, поэтому к интерьерам и самим экспонатам здесь относятся не просто бережно — трепетно. Это тот случай, когда действительно понимаешь, что библиотеки живут не годами — веками!

Та самая каморка Раскольникова. Та самая лестница. И та самая дверь, за которой сегодня скрывается обычная кладовка. Но если присмотреться, можно найти здесь то, что описывал Достоевский. Обои здесь, конечно же, не сохранились. А вот измерить длину каморки шагами до сих пор можно — ровно шесть шагов.

Малая Морская. Особняк княгини Голицыной. Той самой, с которой Пушкин списал образ графини, хранящей тайну трех карт. Сегодня здесь поликлиника для сотрудников полиции. Закрытое место. Так просто сюда не попасть. Даже если ты журналист. И даже если очень хорошо попросил. Вот уж куда экскурсии точно не водят. Но так и кажется, что по этим коридорам среди пациентов до сих пор бродит призрак Пиковой дамы. Хозяйки особняка.

Интерьеры здания сохранены практически в первозданном виде. Вот спальня графини. И тот самый камин. А вот дверь, за которой прятался Герман. Вот он — удивительный и таинственный, настоящий литературный Петербург.

Идолы древних племен Южной Колумбии. Эти статуи привези в Петербург в начале 20 века. С Середины 60-х годов они царствуют здесь, во внутреннем дворике Кунсткамеры. Здесь своя особенная атмосфера. И свои правила.

Мифы и легенды Петербурга — это не только сфинксы и Михайловский замок. Это и вот такие, казалось бы, совершенно камерные и малоизвестные пространства. Да что говорить — Петербург не только для туриста, для нас — петербуржцев — каждый день открывает все новые и новые неизведанные места. Места, куда не водят экскурсий.