ЛИГИЯ БЕЛЯНСКАЯ, корреспондент:
На деревьях распускаются молодые листья, на земле ещё лежат старые прошлогодние. Для кого-то это лишь символ смены времен года или и вовсе мусор, а для творцов прекрасного — источник вдохновения и материал для создания шедевров.

Симфония цвета — выставка Михаила Шемякина, собрание необыкновенных гербариев художника. Расскажем самые интересные факты об инсталляции.

НЕОБЫЧНЫЕ КРАСКИ

Абстрактные работы Михаил Шемякин создает с 1959 года. Последние десятилетия — из лепестков и соцветий. Недостающие оттенки порой приходится заказывать по всему миру. Иногда в ход идут засушенные подарки поклонников творчества. Мир многогранной ботанической живописи художник решил представить в виде авторской выставки. Ее разработка заняла несколько лет.

МИХАИЛ ШЕМЯКИН, художник:
Все стены будут заполнены вот такими абстрактными композициями, то есть фактически вы попадаете в симфонию цвета.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

Создатели условно поделили пространство на 5 цветовых зон — масштабные полотна из разных оттенков красного, желтого, зеленого, сине-фиолетового и угол с абстрактным смешением тонов. Это — увеличенные образы маленьких коллажей художника. Вместо мазков кисти — фрагменты листьев и цветочных лепестков. Каждый холст на стене подчиняется строгой симметрии.

КИРА ВЕЙС, архитектор выставки, дизайнер:
Моя задача была подобрать такие пропорции этих полотен и такое соотношение в размещении этих полотен внутри пространства, чтобы зритель ощутил всю гармонию, не только цвета, но и геометрии и формы. И при этом обязательно обратил внимание на текстуру. Это листья. Это природа вокруг нас.

ХРАМ ЦВЕТА

Окна также завесили разноцветной тканью — днем, когда светит солнце, создается ощущение подсвеченных витражей. Будто из музея попадаешь в красочную церковь.

ОЛЬГА САЗОНОВА, куратор выставки:
Она идёт аллюром, это не прямое следование. Напоминает по форме, архитектурное решение этой инсталляции, базилику с определенными выделенными нефами и вот этой центральной частью, каждая из которых посвящена цвету.

СИНТЕЗ ИСКУССТВ

ЛИГИЯ БЕЛЯНСКАЯ, корреспондент:

Для каждой комнаты сочинили индивидуальную композицию. Музыка сопровождает зрителя в цветовом путешествии и погружает в особую атмосферу.

ОЛЬГА САЗОНОВА, куратор выставки:
Был объявлен конкурс, композиторы заранее познакомились с полотнами… И в результате было прислано порядка 20 авторских композиций, коротких довольно, 1,5-2 минуты, из которых было выбрано 6. 5 здесь по числу комнат, и еще на 1 этаже тоже в отдельном пространстве с оригинальными работами фигуративными.

Но если вы думали, что музыка будет созвучна цвету — не угадали.

КИРА ВЕЙС, архитектор выставки, дизайнер:
Мы находимся в жёлтой зоне — позитивный, яркий, очень жизнерадостный цвет и такая депрессивная тяжелая музыка. Почему такое музыкальное решение?
Это было сделано специально, как такой некий ход, для того чтобы человека вывести из привычных ощущений восприятия желтого цвета — жизнерадостного, яркого, теплого и дать ему пережить этот цвет заново, почувствовать его ощущение, его силу воздействия по-новому.


АРОМАТИЧЕСКИЕ АССОЦИАЦИИ

ЛИГИЯ БЕЛЯНСКАЯ, корреспондент:

Каждую зону сопровождает собственный аромат. Нужно открыть специальный ящик и услышать особый запах, олицетворяющий цвет. У всех он вызывает свои ассоциации.
Здесь такой тяжёлый запах… запах земли.


ЛИТЕРАТУРНЫЕ МОТИВЫ

ОЛЬГА САЗОНОВА, куратор выставки:
Ещё один интересный факт — в какой-то момент Шемякин наткнулся на текст, это была переписка Андрея Белого с Ивановым-Разумником, где Белый достаточно подробно и объёмно описывает, как он видит угасание и трансформацию цвета в листьях, листьев деревьев, каких-то лепестках, и это настолько точно совпало с художественным видением этой темы Михаилом Шемякином, что он попросил вставить цитаты в нашу инсталляцию.

Первый этаж — отдельная зона с оригинальными работами художника – 70 гербариев. Дорисовать лица, руки и ноги растениям самых причудливых форм так, чтобы получились словно живые фигуры – нужно богатое воображение и настоящий талант.

ДАРЬЯ ЛОБАНОВА, со-куратор выставки:
Работы, как уже закатанные в смолу, так и работы, которые становятся целыми графическими сюжетами. Здесь можно встретить множество разных образов, которые художник уже проявлял в своем творчестве. Это и различные карнавальные, и театральные образы, образ смерти…

Живописные холсты заставляют зрителей пережить природный цикл от рождения до увядания и погружают в гармонию цвета. Увидеть. Услышать. Почувствовать — прикоснуться к прекрасному.