Тимофей Зудин, ведущий:
Книжная лавка в центре Петербурга, томики классиков на полках. Впрочем, мы с вами сегодня тоже пообщаемся с самым настоящим классиком. С классиком мультипликации. Наш гость — режиссёр, мультипликатор, автор нескольких десятков выдающихся мультфильмов, в том числе удивительного «Ёжика в тумане», Юрий Борисович Норштейн. Юрий Борисович, мне всегда казалось, что легендарный «Ёжик в тумане» — петербуржец, и что лучше декораций не найти.

 Юрий Норштейн, режиссёр, мультипликатор: Это большое заблуждение. На самом деле, когда «Ёжик» создавался, мы с Франческой каждое лето снимали дачу и остановились на одном прекрасном местечке, которое называется Красная Пахра. Так что туманы — там. Там было всё то, что вошло в «Ёжика». Более того, там есть несколько мест на реке, по поводу которых я говорил — вот здесь снималась эта сцена, вот здесь — эта.

Тимофей Зудин, ведущий: Вы упомянули свою супругу Франческу Альфредовну Ярбусову. Пользуясь случаем, поздравляем ее с юбилеем. Она художник и автор большинства мультипликационных фильмов.

Юрий Норштейн, режиссёр, мультипликатор: Вы знаете, если бы не она, такого фильма бы не было. Она уникальный человек. Когда ей был один год, она уже была гением. Потому что она себя помнит в этом возрасте. Мама стояла с ней у окна, это был 1943 год. Москва, война. Падали снежинки. И она сказала маме: «Мам, муха!» Но она-то имела в виду снег. Она гуляет на природе, как у себя дома, спокойно называет все цветы, какие птицы поют.

Тимофей Зудин, ведущий: Вы прошли жизнь вместе и в быту, и на работе. Каково это?

Юрий Норштейн, режиссёр, мультипликатор: Это ужасно. Потому что, где кончается семейная жизнь, начинается работа. А когда работаешь, там начинается броуновское движение. Я иногда писал записки: «Франя, мне плевать на твоих детей, что они не поедят! А если не сделаешь вот это, будет катастрофа!»

Тимофей Зудин, ведущий: Взрослым взглядом видишь, в том же «Ёжике в тумане», размытые краски импрессионистов и какую-то сюрреалистичность Дали.

Юрий Норштейн, режиссёр, мультипликатор: Дело в том, что ты способен через краски проявить, сквозь изображение. Это самое важное. Если ты не знаешь, что, о чём, если ты себе такие вопросы не ставишь и они не возникают, если они не связано с ощущением жизни, то всё не имеет значения. Мультипликация – это вид искусства. Она легко переходит от реальности к фантастике, от фантастики к мифологии. В одном фильме можно всё сочетать.

Тимофей Зудин, ведущий: Компьютерная графика убила мультипликацию?

Юрий Норштейн, режиссёр, мультипликатор: Про себя могу сказать, я к ней абсолютно безразличен. Дело не в компьютере, а в том, чтобы за компьютером сидел творческий человек. Путь, который ты прокладываешь, когда занимаешься фильмом, единственный всегда. Но его надо найти. А чтобы найти, надо перерисовать гору бумаги. «Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды,» – вот вам пришедшая строка, Маяковский. Это не фигура речи, действительно так. Это пачки бумаги выброшенные. И думаешь, что ты бездарный, думаешь, что ты ничего не умеешь. Но потом, когда ты проделал колоссальную работу, вдруг тебе влетает совершенно спокойно действие. И думаешь, почему оно раньше не пришло. Потому и не пришло, что нужно проработать. Посмотрите Пушкинские рукописи. Это же поле сражения! У него идёт строка — потом он зачёркивает слово, пишет новое, зачёркивает. Исхлёстана рукопись!

Тимофей Зудин, ведущий: Многие наши зрители начинают свой день с нашей программы. Среди них есть вдохновленные и творческие люди. Что вы им пожелаете?

Юрий Норштейн, режиссёр, мультипликатор: Пожелаю им, чтобы каждый день становился новым, как в детстве. Тогда жизнь станет бесконечно интересной.