ЮЛЯ ЧЕСНОКОВА, корреспондент:

Петербургский киноальманах «Арт и Факт» даёт возможность заглянуть по ту сторону холста. Ведь порой истории, оставшиеся за кадром создания великих картин, захватывающие ничуть не меньше, чем сами шедевры русской живописи.

Например, «Утро в сосновом лесу». Кажется, нет в стране человека, который бы не знал этот шедевр Шишкина. А вот историю о том, что медведей изначально на полотне не было, создатели проекта рассказали в новелле, посвящённой великому художнику. В роли Ивана Шишкина — Артур Ваха.

АРТУР ВАХА, заслуженный артист России:

Сам Шишкин не был анималистом никогда. Его друг, который как раз был анималистом, посоветовал ему, что неплохо бы в этот пейзаж, который уже был готов, вписать ещё мишек. И вот эти их скитания в поисках медведя в лесу и всякие приколы и шутки друг на другом — это было весело.

И таких исторических анекдотов — весёлых и не очень в жизни художников были десятки. Режиссёр Олег Гусев же отобрал 4 самых ярких эпизода из жизни Шишкина, Врубеля, Перова и Борисова-Мусатова, чтобы на языке кино рассказать о них в коротких новеллах.

ОЛЕГ ГУСЕВ, режиссёр:

Мы соприкоснулись с великом пластом русской культуры. Я думаю, что это один из лучших, интересных материалов. И в планах продолжать. И, может быть, даже перейти на композиторов. Потому что это был Золотой век.

ФЕЛИКС ИЛЬИНЫХ, композитор:

Стояла задача озвучить то время. Ты делаешь это всё в классическом стиле. А классический стиль подразумевает скрипки, трубы. Вот он симфонический оркестр. Это очень вдохновляет. Кстати, когда ты гуляешь по улицам Петербурга — это очень похоже. И Эрмитаж, и всё вместе — это подходит. В Москве такого не сделаешь!

А сами актёры признаются — побывали не только по ту сторону холста, но и на оживших страницах учебника истории. Вот, например, хрестоматийная картина — дети тащат бочку с водой на полотне Василия Перова. Но самое трагичное вновь осталось за кадром.

ДМИТРИЙ МОГУЧЕВ, актёр:

Мальчик, с которого Перов писал этот портрет, спустя два года он от оспы умер. И Мария, крестьянка, словно молилась, как на Троицу. Почему возникло это ощущение «Тройка» — Троица. По понятной причине — ведь это её ребёнок. И потом он нарисовал для неё портрет её сына.

А правда ли, что художник Борисов-Мусатов при создании своей работы видел призраков, а «Демон поверженный» сыграл самую роковую роль в судьбе Михаила Врубеля, можно узнать, посмотрев новый проект петербургских кинематографистов «Арт и факт».