Ксения Сотникова, корреспондент:
Не просто средство передвижения, но и одна из главных жемчужин в коллекции Царского Села. Сама Екатерина II некогда перемещалась на этой роскошной карете. За последние сто лет её впервые отреставрировали полностью. Работы проводили в несколько этапов и длились они почти три года.
Эта карета XVIII века в собрании музея-заповедника — самая ранняя. Парадный экипаж некогда был частью коронационного поезда императрицы Екатерины II. Для создания средства передвижения в стиле барокко француз Иоганн Конрад Букендаль использовал бархат, кожу, бронзу, сусальное золото и другие изысканные дорогостоящие материалы. К экипажу и тогда относились с пиететом.
Ольга Таратынова, директор Государственного музея-заповедника «Царское Село»:
Поскольку это парадный экипаж, то она использовалась не ежедневно и только по каким-то особенным случаям. В Москву на коронацию её доставляли скорее всего на платформе. Она не своим ходом передвигалась. Поэтому, наверно, при наших российских императорах она использовалась нечасто.
За три года специалисты проделали ювелирную работу. Отреставрировали декоративные элементы, восстановили бархат, изящные кисточки на дверцах и вернули прежнюю высоту подвески.
Олег Синицын, художник-реставратор:
Были утраты резьбы, которые просто специалисты вырезали заново. Лакокрасочное покрытие тоже частично было восстановлено и заменено. Дерево, как вы знаете, со временем тоже имеет тенденцию высыхать. Поэтому здесь были сквозные дырки. Здесь работали золотчицы с сусальным золотом. И восстанавливали внешнее покрытие.
В своё время устройство парадного экипажа продумали до мелочей. Благодаря созданной Букендалем уникальной стальной системе рессор ход кареты был плавным. И даже её современники отмечали, что движение экипажей «было так покойно, как движение гондол».
Ксения Сотникова, корреспондент:
А для своего времени всё-таки это больше красиво или практично? Что можно вообще сказать о практичности этой кареты?
Ирина Бредихина, хранитель фонда «Кареты» Государственного музея-заповедника «Царское Село»:
У неё абсолютно прочная конструкция и идеальная подвеска. В этом естественно была её практичность. А все эти обильные украшения — это было просто требование эпохи. В экипажах середины XVIII века уже все окна были опускающимися. Они на тесьме, опускаются в специальный паз между дверными панелями.
Всего в коллекции музея 35 экипажей. 8 из которых относятся к эпохе Екатерины II. Не смотря на долгую и кропотливую реставрацию этой роскошной старинной кареты специалисты постарались не только вернуть ей былой вид, но и одновременно сохранить по максимуму все оригинальные детали.