ЛИГИЯ БЕЛЯНСКАЯ, корреспондент:

Медведь, верхом на зебре, музицирующие обезьяны, портреты и фантастические животные — все эти картины написаны искусственным интеллектом! Художники давали техзадания нейросетям, а те создавали изображения.

Эта выставка, открывшаяся в галерее Свиное рыло, — своеобразный эксперимент, который позволяет увидеть, как далеко зашёл прогресс в искусстве и как это изменит подход к написанию картин. Если раньше художники годами и даже десятилетиями творили шедевры, сейчас процесс занимает 49 секунд. Автор пишет ключевые слова – промт, где указывает нужные параметры, а нейросеть подстраивается под заданный сюжет и даже учитывает все технические нюансы.

АЛЕСЬ ЛЯЛЮШ, художник, куратор выставки:

Как и где должна быть камера, реалистичная или нереалистичная картинка, может в стиле какого-то художника, в стиле эпохи Возрождения. У тебя 4 картинки на выбор. И ты определяешься, попал ты или надо продолжить. Ты ещё раз нажимаешь, она ещё раз генерирует.

Иногда получается совсем не то, что было задумано. Тогда художник с невидимым творцом меняются ролями.

АЛЕСЬ ЛЯЛЮШ, художник, куратор выставки:

Бывает, что нейросеть… ты может неправильно поставил слова или ещё что-то, и она вдруг выдает совершенно другое, но это другое бывает удивительно интересным. И тут такой момент, что не ты командуешь нейросетью и добиваешься какого-то результата изначально задуманного, а бывает, что нейросеть тебя начинает вести в другие дали, и ты удивительно за ней следуешь, и вы совместно приходите к чему-то интересному.
Вначале, конечно, даже начинаешь грустить. Сколько всего она может, как она быстро всё это генерируют, какие у нее обширные знания мировой художественной культуры, о чём ты и не догадывался!

Впрочем, расстраиваться рано. В галерее установили ироничную инсталляцию – собрали все атрибуты классического художника: кисти, масляные краски и даже диплом о профобразовании. Но без человека электронный разум ничего не произведёт. Художник – отправная точка в создании работы, её душа. И сейчас мастера ищут свой стиль с помощью компьютеров, воплощают свои идеи и отмечают плюсы такой работы.

АЛЕСЬ ЛЯЛЮШ, художник, куратор выставки:

Когда ты работаешь с натурщиком или с природой, она меняется, капризничает. А тут – не устает, не капризничает, не болеет. Это скорее ты устанешь.

Сейчас художники стараются ответить на вопрос, отличаются ли работы, заданные по подсказкам профессионалов и людей без профильного образования. Так на наших глазах формируется новая профессия – промт инженер. Человек, который в будущем вместо художников будет выстраивать нужные параметры картин. Хотя, кажется, это будущее уже наступило.