ТИМОФЕЙ ЗУДИН, ведущий:

Одним из первых, кто увидел эту картину ещё в мастерской художника, стал Иван Тургенев. Она так его впечатлила, что он рассказал о ней великому князю Константину — внуку Николая I, тот заехал полюбоваться и спросил «продаётся?» Архип Куинджи, который не знал, кто перед ним находится, думал — обычный небогатый офицер, ответил: «да она дорогая, вы не купите» и назвал баснословную цену в 5000 рублей. Князь, конечно, полотно приобрёл.

В октябре того же года открылась первая в российской истории выставка одной картины — окна были задрапированы, на полотно направлен луч единственной лампы, на улице стояла очередь и, как сейчас бы сказали, — пробка из карет.

Как всё просто: летняя ночь, полная луна, ветряная мельница. В картине вообще всего два цвета: чёрный и зелёный, но количество их оттенков просто огромное, а главное — картина как будто бы сама светится. Современники гадали, что же за краски используют мастер. Вскоре это открылось. Великий князь взял картину с собой в длительное морское путешествие, и там от влажности и соли она сильно потускнела. Выяснилось что Куинджи использовал битум — да, тот самый, из которого сегодня производят асфальт, а для него такое воздействие оказалось губительным, восстановить цвет не смог даже сам автор.

Работа оказалась для Куинджи роковой — в течение двух лет он создал несколько её копий, а затем вообще рисовал исключительно в стол и практически перестал показывать свои полотна публике.