Сегодня – День памяти Пушкина. 186 лет назад погасло солнце русской поэзии. Накануне этой даты Институт русской литературы Российской Академии наук представил редкий документ — первое графическое изображение могилы Пушкина в Святогорском монастыре. Весной 1837-го года, через два месяца после гибели поэта, опекуны над детьми и имуществом Пушкина обратились к псковскому губернатору с просьбой найти художника, который бы запечатлел виды могилы поэта и его дома в селе Михайловском. И уже летом появился альбом «Галерея видов города Пскова и его окрестностей, снятых с натуры». Он включал и лист с изображением Святогорского монастыря и могилы Пушкина. Эти рисунки долгое время не были известны специалистам.
ТАТЬЯНА КРАСНОБОРОДЬКО, ведущий научный сотрудник, главный хранитель пушкинского рукописного фонда ИРЛИ РАН, кандидат филологических наук:
Рисунок нам дорог. Предстоит его серьёзное научное изучение, работа в архивах, чтобы точно сказать — кому принадлежит этот рисунок. Когда будут результаты работы, мы сможем представить нашим зрителям и наши выводы экспертные, и показать этот рисунок уже отреставрированный, укреплённый, с возможностями дальнейшей жизни.
На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Белюкин, Народный художник России.
Ксения Бобрикова, ведущая: В Москве ко Дню памяти поэта открывается выставка народного художника России Дмитрия Анатольевича Белюкина «Дуэль А.С. Пушкина». Работа с фотографической точностью воспроизводит последние дни жизни поэта. Это часть большого проекта, который будет посвящен 225-летию со дня рождения великого стихотворца. Как вы добиваетесь такой точности воспроизведения деталей и исторической достоверности?
Дмитрий Белюкин, Народный художник России: Вообще я очень требовательный. И Пушкинская эпоха моя самая любимая. К «Евгению Онегину» у меня более 200 цветных иллюстраций. Я досконально изучал эпоху, читал много книг. Куратором этого проекта является наш руководитель культуры Москвы Кибовский Александр Владимирович. Он сам блестящий специалист по военному костюму, историк. У него идет спектакль в театре у Никитских ворот «Нельзя спасти камер-юнкера Пушкина». Он глубоко владеет этой темой, и более требователен к документальности в этих картинах. Музей Пушкина следил за ходом работы над этой серией.
Тимофей Зудин, ведущий: Помимо военного костюма, есть же еще гражданский? Прически, транспорт, предметы. Как вы собирали этот материал? Чтения книг для такой детализации недостаточно.
Дмитрий Белюкин, Народный художник России: Абсолютно верно. Приведу примеры. Пушкина увозят домой на карете барона Геккерна. Она была не с колесами. На колесах не проехали бы. Многие мои коллеги ошибались, недостаточно точно изучая материал. Мне пришлось переписать шляпку Натальи Николаевны, потому как в то время не было меховых шляпок. Переделал ее в самых модных на то время цветах — зеленом и фиолетовом. И самая моя большая ошибка — это интерьер Музея-квартиры Пушкина на ул. Мойки. Хотя эскиз был уже утвержден Музеем Пушкина и Богатыревым. Но когда я туда приехал сделать натурный этюд скомпонованной и решеной картины, выяснилось, что стол стоял по-другому, и сам интерьер меньше. Пришлось полностью эту композицию переделать.
Ксения Бобрикова, ведущая: Смерть Пушкина — это тема вашей дипломной работы в художественном ВУЗе. Почему вас, молодого художника, так заинтересовала тема смерти?
Дмитрий Белюкин, Народный художник России: В 1981 году, ровно 42 года назад я студентом пришел в музей Пушкина и был поражен. С тех пор это мое вдохновение. Я счастливый человек, потому что, возвращаясь с мест, где бывал Александр Сергеевич, приезжаю с какой-то темой, которая подсказывается интерьером и самой судьбой.
Тимофей Зудин, ведущий: Сколько работ будет представлено на выставке? Каковы их темы? Есть ли любимые работы?Дмитрий Белюкин, Народный художник России: Сегодня на выставке представлено 10 картин из серии. Одиннадцатую показываю в эскизе, так как переделывал её. Это очень маленькая выставка. Недавно у меня была Юбилейная персональная выставка в Академии художеств. Там было более 150 работ. А эта выставка специфическая. Сама идея показывать эту серию в процессе работы над ней была Кибовского и самого Музея Пушкина. По завершению картины вернутся в мастерскую. В конце года надеемся показать эту серию целиком, а на следующий год привезти её в Санкт-Петербург