СЕРГЕЙ БОГДАНОВ, реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа:
Здесь мы видим замечательный портрет Петра Первого. У него антикварный вид. А здесь мы видим яркий портрет, блестяще выполненный с шикарной детализацией. Просто великолепный.
Мастерство художника, труд реставраторов и никакого фотошопа! Ведь именно такой – великолепной – 300 лет назад и рисовал первую русскую императрицу французский художник Жан-Марк Натье.
СЕРГЕЙ БОГДАНОВ, реставратор лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа:
Он запечатлел молодую, красивую женщину, интересную. Он и не преувеличивал, и не пытался скопировать живую натуру. Он придумал образ, который стал трендом.
Именно этот трендовый образ и стал в итоге визитной карточкой императрицы. Но в это же самое время и в том же самом месте портрет Екатерины пишет ещё один художник — голландец Карел де Моор. Узнаёте эту женщину?
НАТАЛЬЯ БАХАРЕВА, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа/хранитель фонда живописи 18 века Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
Но здесь мы видим именно такой тип простолюдинки. Ведь Екатерина была неблагородного происхождения. И мы видим не столь уже рафинированное лицо, мы видим немного неловко заколотое украшение на причёске. Но эта картина интересна тем, что если Натье идеализирует образ Екатерины, то в данном случае мы видим более реалистичный образ.
Петру, кстати, понравились оба изображения супруги. К ним в пару он заказывает у мастеров свои парадные портреты. А вот с этим изображением императрицы в Эрмитаже даже произошла путаница. Статную женщину на нём музейщики долгое время принимали за сестру Петра – Наталью Алексеевну.
НАТАЛЬЯ БАХАРЕВА, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа/хранитель фонда живописи 18 века Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа:
И, действительно, она больше всего напоминает Наталью Алексеевну, но детали этого портрета позволили убедиться, что это именно Екатерина Первая. Потому что рядом с ней лежит императорская корона, а Екатерина Первая была коронована в 1724 год, и корона могла быть только у неё. И здесь орден Святой Екатерины, орден, который в петровское время имела только его супруга, Екатерина Первая. Может быть, в связи с коронацией этот портрет и был написан.
В Царском Селе с коронацией Екатерины связана своя интригующая история. Однажды в руки музейщикам попала вот такая обрезанная картина. В центре – редкое изображение первой императрицы. Находка идеально совпала с гравюрой, на которой Екатерина вписана в генеалогическое древо дома Романовых. Это признание её высокого положения стало главным подарком, который царь преподнес супруге, прошедшей с ним огонь, воду и военные походы.
ЛАРИСА БАРДОВСКАЯ, хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское село»:
Екатерина — это новый тип женщины для России. Пётр очень незаурядная личность, и жена его — под стать ему. Потому что женщина, которая сама себя сделала, которая вынесла эти 20 лет Северной войны, была в плену. Вот эти все невзгоды сделали её незаурядной личностью. И Пётр — ему нужна была именно такая жена. Это, как бы символ России – вот эта пара, Пётр и Екатерина начала 18 века.
И где бы мы не встретили их сегодня — в Эрмитаже или в Царском селе — он и она, последний русский царь и первая российская императрица всегда вместе и всегда рядом.