На связи со студией программы «Утро​ в​ Петербурге» Геннадий Валявин, директор САО РАН.

Дарина Шарова, ведущая: Впервые в истории Российской науки ученые и Российская Академия наук смогли обнаружить восемь потенциальных экзопланет. И сегодня, в День российской науки, мы узнаем об этом подробнее.

Геннадий Валявин, директор САО РАН: Исследование экзопланет развивается в мире с начала 90-х годов, с открытием первой экзопланеты в 1992 году. Это открытие было необычно для обывателя, потому как это была нейтронная звезда, мертвая. Природные условия на ее поверхности сравнимы с адом: жесткая радиация, каменная выжженная пустыня, лишенная атмосферы. Условия абсолютно не совместимые с жизнью.

Василий Киров, ведущий: Что такое экзопланета?

Геннадий Валявин, директор САО РАН: Это планеты, находящиеся за пределами Солнечной системы, вращающиеся вокруг других звезд, то есть являющиеся частью других планетных систем. Сегодня тема экзопланет претерпевает настоящий бум. В мире уже известно более 10 000 кандидатов в экзопланеты. Более 5 000 уже известных экзопланет. На фоне мирового уровня наше открытие вполне рядовое. Но для России очень важное. Потому что открытие связано с запуском отечественного инструментария, который делает это событие регулярным и самодостаточным.

Дарина Шарова, ведущая: Насколько эти 8 экзопланет похожи на нашу планету? Как они выглядят и далеко ли от Земли находятся?

Геннадий Валявин, директор САО РАН: Они находятся на расстоянии 10-100 световых лет. На Землю они не похожи. Это планеты-гиганты, они очень похожи на Юпитер. Единственным отличием является то, что это планеты, которые очень близко находятся к родительской звезде. Они испаряются и вокруг них создается эффект Гало и огромные красивые длинные хвосты.

Василий Киров, ведущий: Обсерватория, в которой вы сейчас находитесь, располагается в Карачаево-Черкесии. В чем особенность ее расположения?

Геннадий Валявин, директор САО РАН: В этой обсерватории находится гигантский шестиметровый телескоп, который до 1993 года был самым крупным в мире. Но этого было недостаточно, чтобы со всем миром участвовать в открытии экзопланет.  Поэтому мы отстали. Сейчас, при поддержке правительства и Российских научных фондов создали дополнительную аппаратуру, которая сделала возможным подобные открытия. На сегодняшний день наш инструментарий самый передовой в России.