Как меняется наш город? Какие причины лежат в основе этих перемен? Историческая необходимость, ведомственные интересы или коммерческая целесообразность? Репортаж Антона Цумана.


ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:

«Продолжим городскую хронику. Важная информация, которая помогает понять, как в ближайшее время изменится наш город в Адмиралтейском районе, у Театральной площади, рядом с комплексом зданий Мариинского театра. Помните, как долго спорили, где должен быть выход станции метро «Театральная»? У старого здания Мариинки нельзя было делать. По мнению специалистов, это могло нарушить конструкционные характеристики исторического здания театра.

И вот, на этой неделе решение было принято. Вестибюль новой станции Лахтинско-Правобережной линии метрополитена, станция «Театральная»  будет реализован по адресу Лермонтовский проспект д. 1/44. — это цитата из документа, который был принят научно-техническим советом в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Специалистами были рассмотрены технико-экономические обоснования нескольких вариантов: преимущества и недостатки, параметры и продолжительность строительства, прогнозируемая стоимость объектов, влияние на историческую застройку, решение имущественно-правовых вопросов. И остановились на этом варианте. Напомню, что там сейчас располагается Дом быта. Дом быта в Коломне не относится к историческим памятникам — охранный статус в Петербурге дают только зданиям, построенным до 1917 года. Дом бытового обслуживания на Лермонтовком был построен в 1969 году и размещен на месте других построек: в начале XIX века здесь находилась усадьба с садом, каменными и деревянными сооружениями, которую в середине века сменил трехэтажный каменный дом. А потом по финским технологиям из стекла и бетона был построен этот дом быта. Теперь на его месте появится вестибюль станции метро. И эта история — один из примеров того, как меняется наш город.

А какие  причины лежат в основе этих перемен? Историческая целесообразность? Ведомственная необходимость? Или  коммерческие интересы? Как потоки этих событий и различных причин меняют наш Санкт-Петербург? Вот, например, куда делось суворовское училище, которое со времён Ленинграда располагалось во дворце на Садовой улице? Об этом — в репортаже Антона Цумана».

Во многом типичная история для Петербурга. Казалось бы, такое привычное и давно знакомое здание в исторической части города могло несколько раз поменять своё назначение. А находящаяся в нём организация, прежде чем оказаться здесь, до этого несколько раз сменить «прописку».

Один из примеров — Воронцовский дворец на Садовой улице. Строился для графа Воронцова в 18 веке. Однако как жилое здание ни разу не использовался. Весь 19 век там располагался Пажеский корпус, после революции — школа пехотинцев. Поколение 20 века помнит его как Суворовское военное училище. Но выпуск суворовцев 2014 года стал для Воронцовского дворца последним.

В 2015 году Министерство обороны перевело своих воспитанников в отремонтированные корпуса бывшего Константиновского училища на Московском проспекте. Воронцовский дворец ждала реставрация, а его дальнейшая судьба несколько лет была неясной. В итоге одним росчерком пера здание перешло от одного государственного ведомства другому. От Минобороны к Министерству юстиции. И там, где больше полувека звучали звонкие голоса суворовцев, теперь юристы сухо зачитывают содержание кассационных жалоб.

Так и получилось, что функция поменялась, но здание всё равно остаётся одними из самых закрытых для посещения.

Есть и примеры, когда смена функции меняет территорию до неузнаваемости — вот один из них: стадион Института имени Лесгафта. Сейчас там занимаются будущие спортсмены и тренеры. А в начале 20 века здесь развлекались в «Парке аттракционов» с горками и «Африканской деревней».

И вот современный пример здания напротив. Дом бытовых услуг на Лермонтовском проспекте. Построен в 1969 году. В советские времена часть системы домов быта, в 90-е, после приватизации и акционирования, превратился фактически в бизнес-центр.

На днях Комитет по развитию транспортной инфраструктуры опубликовал планы, согласно которым на месте Дома быта всё же появится выход на станцию метро «Театральная». А значит, почти наверняка здание ждёт выкуп городом и снос. И хотя нынешний собственник здания, акционерное общество «Услуга», вовсю собирает подписи жителей против его сноса — эксперты полагают: логистические причины и развитие города в этом вопросе будут играть решающую роль.

Но есть и обратные примеры, когда часть в прошлом транспортной инфраструктуры становится частью жилой застройки. По коммерческим причинам. Так, например, произошло с подъездными путями и комплексом Варшавского вокзала на Обводном канале.

Любительское видео конца 90-х. Последние годы «вокзальной жизни» Варшавского. В 2001 году он был закрыт. Здание вокзала переоборудовали в торгово-развлекательный центр. Статую Ленина заменили на витраж в стиле абстракции. На путях вначале разместился музей железнодорожной техники, но уже в 2007 году АО РЖД, которым тогда управлял Владимир Якунин, объявило о том, что 400 гектаров территории за Варшавским ждёт новая судьба.

Кадры из репортажа 5-летней давности. Последние составы уже переведены в новое музейное здание, на территории новыми владельцами активно разворачивается строительство. В 2012 структуры РЖД продали свою территорию сразу нескольким крупным застройщикам. Сумма сделки до сих пор не разглашается, но судя по цене квартир в новых домах, которая достигает 300 тысяч рублей за квадратный метр, застройщики явно не прогадали.

Краевед Алексей Ерофеев, чьё детство прошло в районе Обводного, рассказывает: планы убрать движение поездов с Варшавского существовали ещё с советского времени. До революции Варшавский вокзал был государственным, Балтийский — частным. В советское время, когда государству стали принадлежать оба, один из них стал частично дублировать другой. Поэтому смена роли для Варшавского вокзала была вполне закономерной в логике городского развития.

И случай «Варшавского» — ещё один пример того, как коммерческие интересы крупных корпораций меняют ткань городской застройки.

А вот судьба тюрьмы «Кресты» на Арсенальной набережной пока находится на перепутье. После завершения строительства нового следственного изолятора в Колпино Федеральная служба исполнения наказаний начала передачу старых «Крестов» в ведение Росимущества. Точнее, его структуре — Акционерному обществу «Дом.рф», которое возглавляет бывший министр спорта Виталий Мутко. И уже ясно, что предназначение этого комплекса, данное ему в 19 веке, уже неактуально. По историческим причинам. Вопрос — какая появится. Пока одна функция «Крестов» ушла с Арсенальной набережной, а новая ещё не пришла, нам остаётся лишь предполагать, что новый инвестор сделает на этом месте. Может гостиницу или модное офисное пространство или ЖК «Золотые купола». «Дом.рф» по поводу дальнейшей судьбы здания пока хранит молчание. В настоящее время доступ на территорию закрыт. На вопросы журналистов сухо отсылают к пресс-релизу, ссылаясь на «долгий процесс анализа и изучения инфраструктуры»: «ДОМ.РФ имеет большой опыт по вовлечению и реализации объектов, которые являются частью истории страны. Поэтому мы планируем провести консультации с администрацией Санкт-Петербурга, экспертами, жителями города и потенциальными инвесторами, чтобы территория получила новые,  востребованные функции и вернулась в городскую жизнь, оставаясь частью туристической инфраструктуры».

В мировой практике существуют примеры по переоборудованию бывших тюрем в туристические и рекреационные объекты. Но сложно представить себе отель в месте, столь прочно вошедшем в культуру города и страны, про который Анна Ахматова столь проникновенно написала в строчках «Реквиема».

У экспертов ещё больше скепсиса. Архитектор Никита Явейн поясняет: здание строилось под конкретную задачу — толстые стены, особо прочный кирпич, функциональная планировка. Поэтому приспособление комплекса под новую функцию — процесс затратный и по времени, и по финансам. Не говоря уже о том, что большая часть зданий — памятники архитектуры. И найти инвестора, готового взять на себя эти риски, — задача сложная.

И эти истории доказывают:  такой крупный город, как Санкт-Петербург в своём развитии не может стоять на месте. Поэтому роль его зданий и территорий часто меняется. По сугубо коммерческим причинам, в результате межведомственных договорённостей, в интересах логистики или в силу исторической необходимости. Но меняются. Как и сам город. Порой незаметно, но неотвратимо.